Цензура
03 апреля 2020 г.
Следственный комитет займётся пчёлками
14 АПРЕЛЯ 2015, ЛЕОНИД МОЙЖЕС

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


В России произошёл очередной скандал вокруг проблем морали и нравственности на сцене. Героями дня на сей раз оказались школьницы из города Оренбург, ученицы школы танцев «Кредо», исполнившие на показательном выступлении в ДК «Молодёжный» «танец пчёлок» в стиле тверк. Самая характерная черта этого стиля – энергичное движение бёдер, из-за чего он выглядит достаточно провокационно, хотя уже 20 лет является вполне обычным и даже не самым откровенным видом современного танца. Дополнительную пикантность истории придавали купальники девочек, выполненные в оранжево-чёрной «георгиевской» гамме, которая уже второй год прочно зарезервирована за русскими патриотами и недобросовестными автомобилистами.

Выступление прошло 31 января, на следующий день запись с ним появилась в группе танцевальной школы в сети «Вконтакте», на чём эта история должна была бы и закончиться. Однако 12 апреля социальные сети буквально «взорвала» выложенная уже отдельным пользователем запись этого же концерта, собравшая на данный момент более двух миллионов просмотров. Вокруг видео немедленно разгорелось множество споров по поводу нравственности и морали. Вся история перестала казаться забавной после того, как самим видео и обстоятельствами его появления заинтересовался Следственный комитет, решивший проверить руководство танцевальной школы по статьям «халатность» (293 статья УК) и «развратные действия» (135 статья УК).

Вся эта эпопея демонстрирует, что жизнь иногда подкидывает такие сюжеты, после которых карикатуристам остаётся только отложить карандаши и пойти искать другую работу. Показательно в данном случае всё: и то, что в переполненном порнографией «ВКонтакте» сотни людей готовы ломать виртуальные копья, обсуждая нравственность такого рода хореографии, и обвинения в «оскорблении патриотизма», и внезапное «открытие» существующего уже два десятилетия танца, и готовность Следственного комитета заниматься этой истории, несмотря на то, что никто из родителей девочек не выступил с жалобой. Последнее на самом деле представляется наиболее серьёзным.

И проблема тут не только в том, что могут пострадать невиновные люди. Формально основная статья, «развратные действия», подразумевает наказание только в том случае, если жертве не исполнилось 16 лет, а этого возраста достигли даже самые младшие участницы группы, по словам их учителя. Так что даже если предположить, что экспертиза признает танец «нежелательным» для детей, данная статья не может быть применена по чисто формальным признакам. Но беспокоит сам факт того, что доказывать это предстоит государственным служащим. Потому что их участие в этом деле свидетельствует о чрезвычайно неприятном состоянии нашего общества, которое не просто пускает, а радостно приглашает государство в те сферы своей жизни, к которым оно по идее должно иметь минимальное отношение: культуру и досуг.

И дело тут не только в привычке к единообразию, оставшейся ещё с советских времён, сколько в полном отсутствии у людей представления об индивидуальности и ответственности, умении разделять себя, другого и общество. Любое собственное недовольство и несогласие россияне стараются немедленно связать с интересами, по меньшей мере, всего города, всей культуры, всего поколения, а лучше – сразу всей страны, так как это позволяет получить не только моральную, но и фактическую поддержку. Фраза «мне это не нравится, но это моё дело» является одной из самых непопулярных в современной России, уступая, разве что «извините, я был не прав». И в сфере культуры, где материальная незаинтересованность у рядовых граждан мешает им хоть немного отделять своё собственное индивидуальное пространство от общего, это видно особенно отчётливо. А столкновение этой тенденции с другой общемировой проблемой 21 века — отсутствием частной жизни в силу распространения высоких технологий — и приводит к таким диким историям, как расследование Следственным комитетом танца пчёлок.

Пчелки и Вини-пух. Оренбург












  • Леонид Гозман: ...закроет ли он «Эхо Москвы» или нет? Это всё-таки главный бриллиант в короне «Газпром-медиа». И если не закроет, то можно предположить две вещи. 

  • Ведомости: Уход Булавинова связан с истечением его годового контракта, который подходит к концу 23 апреля. Оставаться на своей должности журналист не захотел.

  • Алексеи Захаров: Для лучшей российской деловой газеты настают последние времена. После смены собственников пришел новый главный редактор, призванный прикончить это издание

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Прямая речь
25 МАРТА 2020
Леонид Гозман: ...закроет ли он «Эхо Москвы» или нет? Это всё-таки главный бриллиант в короне «Газпром-медиа». И если не закроет, то можно предположить две вещи. 
Зачем меняют девочек в медийном борделе?
25 МАРТА 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На фоне «идеального шторма» — нарастающей пандемии и обвала экономики — сравнительно незаметно произошли серьезные кадровые перемены в сфере медиа, которые в иное время были бы в центре общественного внимания. Александр Жаров перешел из Роскомнадзора в руководство «Газпром-медиа». Ему на смену пришел Андрей Липов, служивший до этого начальником управления АП по развитию информационно-коммуникационных технологий. Один из наиболее ярких фактов в биографии Андрея Юрьевича – кураторство закона о «суверенном интернете», подписанном Путиным 1.05.2019. Так что цензурное ведомство по-прежнему в надежных руках.
В СМИ
25 МАРТА 2020
Ведомости: Уход Булавинова связан с истечением его годового контракта, который подходит к концу 23 апреля. Оставаться на своей должности журналист не захотел.
В блогах
25 МАРТА 2020
Алексеи Захаров: Для лучшей российской деловой газеты настают последние времена. После смены собственников пришел новый главный редактор, призванный прикончить это издание
Хлопок вместо взрыва, подтопление вместо наводнения
14 ФЕВРАЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В своем эссе «Вечный фашизм» Умберто Эко в качестве последнего, 14-го признака фашизма называет новояз, который призван «максимально ограничить набор инструментов сложного критического мышления». Симптомы новояза в путинизме отмечались давно, но по мере сгущения того, что тот же Умберто Эко называет «фашистской туманностью», происходит замещение слов и формируется новый язык, который подлежит изучению как иностранный. «Медуза» 13.02.2020 опубликовала результаты своего расследования, в котором выяснялось, почему в новостях стали писать «хлопок газа» вместо «взрыв газа». 
Прямая речь
14 ФЕВРАЛЯ 2020
Николай Сванидзе: ...использование более мягких слов вызовет обратный эффект, чего власть вообще не принимает во внимание.
В СМИ
14 ФЕВРАЛЯ 2020
Медуза: Источники «Медузы» в силовых ведомствах и администрации президента говорят, что это целенаправленная политика по внедрению «режима информационного благоприятствования»...
В блогах
14 ФЕВРАЛЯ 2020
День сурка: Это же махровая совчина. Я не испытываю иллюзий насчет СМИ стран первого мира. Но так тупорылая, унылая и бетонножепная брехня - визитная карточка совчины.
О патриотических стукачах и репутации убийц
5 ФЕВРАЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Запрет — это как раз есть то, где человек свободен. Что такое право? Это и есть самая большая несвобода. Я вам могу сказать, что чем больше прав у нас будет, тем менее мы свободны. Поэтому чем больше прав, тем больше несвободы». Елена Мизулина (из выступления в день одобрения Советом Федерации закона об изоляции интернета). Эти слова Елены Борисовны Мизулиной необходимо вписать в Конституцию РФ. Ничего менять не надо, текст выверенный и чеканный. Разве что местоимение убрать — и сразу в Конституцию. Конституция ведь тот основной закон, по которому люди готовы жить и принять его всем сердцем.
Прямая речь
5 ФЕВРАЛЯ 2020
Николай Сванидзе: Работники ФАН — не журналисты, и они сами себя воспринимают по-другому... Они настоящие чиновники, причём скорее напоминающие работников силовых структур.