Церковь и государство
19 августа 2019 г.
Деньги церкви
20 АВГУСТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.

Социологи тем временем выдают неутешительные результаты. Так, по данным опроса ВЦИОМ, доля граждан, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века. Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян.

Поклонение маммоне сегодня органично входит в дизайн религиозной ситуации. Но визуальную картинку крайне сложно перевести на язык цифр. Мы даже не можем сказать определенно, какие доходы получает самая большая религиозная организация страны. Это связано с тем, что теневой сектор церковной экономики занимает значительное место. В храмах и других церковных торговых точках нет кассовых аппаратов, не оформляются какие-либо квитанции. Аренда помещений, спонсорские деньги, всевозможные откаты по принципу «я тебе, ты мне» при организации детско-юношеских лагерей, строительстве и реставрации храмов не поддаются учету. Доходы от треб тоже составляет значительный сектор церковной экономики, вывести который из тени не удалось даже в годы хрущевских гонений.

Помнится, в 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на Московский патриархат в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Суд отказал в иске, а юридический отдел РПЦ разъяснил, что никакой коммерческой деятельности и в помине нет, посетители добровольно жертвуют деньги. В обмен, естественно, на милые безделушки и услуги.

Серьезные теневые деньги крутятся вокруг церкви. Особенно если дело касается таможенных пошлин, сделок с землей и недвижимостью, финансовых операций. Традиционные же церковные доходы невелики. Они складываются из тарелочно-кружечного сбора и составляют несколько процентов церковного бюджета. Сопоставим с ними и доход от продажи венчиков, крестиков, иконок.

Главной «коммерческой» статьей «традиционного дохода» являются свечи и записки, во многих храмах он составляет более 60% бюджета.

Прокремлевская газета «Известия» недавно опубликовала любопытную статистику Федеральной налоговой службы. По данным издания, доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2014 году 4,15 млрд рублей. В 2013 — 4, 2 млрд рублей, то есть немножко снизились. Кризис, однако.

Интересно, что в Русской православной церкви не стали комментировать приведенную статистику. Как выяснилось, пресс-служба патриарха не располагает данными о финансовой деятельности Церкви.

В каждой епархии есть «хлебные» приходы, где священники, говоря по-простому, жируют. Кому-то из них удается при этом направить деньги Церкви на социально значимые проекты. Кто-то занимается банальным отмывом. Кто-то пытается сделать пиар.

Трудно читать без улыбки, к слову, как православные активисты Твери недавно устроили бесплатную раздачу майонеза для малоимущих. Любой тверитянин мог прийти с соответствующей справкой и получить несколько пакетиков заправки для салата. Будто мы на машине времени вернулись в «лихие 90-е», когда повсюду в епархиях занимались раздачей гуманитарной помощи (как правило, иностранной, кстати). Конечно, почему бы и не раздать, когда есть такая возможность. Но гораздо важнее консолидировать людей перед лицом реальных вызовов. А с этим-то как раз и проблема.

Ориентация на золотого тельца часто делает клириков глухими к нуждам простых прихожан. Они могут совершать знаковые жесты с той же гумпомощью, но неспособны духовно поддержать нуждающихся. Нет, не превращают богатства их в людей щедрых. Часто наоборот.

Только один пример. При въезде в Тверскую область в селе Завидове стоит замечательный храмовый комплекс. Спонсоры не только восстановили древние храмы, но и помогли о. Валерию Ильину построить шикарный особняк, библиотеку, провести газ, организовать на речке купальню. Только почему-то гоняет от этой купальни о. Валерий детей. И к газовой трубе бесплатно не дал односельчанам подключиться.

И вот какое новшество ввел в богослужение досточтимый отец. Прерывает на полуслове молитву и спрашивает у предстоящих: «Молебен заказывали?». Если заказывали, подходит с Евангелием: на, целуй. Если нет, рукой отодвинет. Оно и понятно — молебен платный. Если не платил, чего стоишь?

Рассматривая эту картину, я поневоле вспомнил «Сказку о попе и о работнике его Балде». Очень уж она актуальна в современной России. Одно непонятно: почему произведение Пушкина еще не внесли в список экстремистской литературы? Впрочем, подобные попытки делались. Не дай Бог какому-нибудь режиссеру поставить спектакль по этой сказке — заклюют. Не потому что плохо, а потому что лодку не надо раскачивать.

Это к вопросу о деньгах церкви…














  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».