Церковь и государство
22 ноября 2019 г.
Игры эпохи постмодерна

ТАСС

Российское государство планомерно загоняет религию в резервацию. Путинский секуляризм оглядывается на практику СССР, где религиозная жизнь строго регламентировалась и фактически сводилась к «отправлению культа». «Закон Яровой», который предусматривает введение в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» главы «Миссионерская деятельность», еще один шажок в эту сторону.

О недостатках законопроекта писалось достаточно. Но вот что интересно: поправки еще не вступили в силу, президент еще не утвердил документ, а руководители социальных учреждений спешат перестраховаться и отказываются от прежних договоренностей с верующими, даже вполне себе православными.

Не буду приводить конкретные факты, чтобы не навредить. Но уже первые звоночки прозвучали. В некоторых домах престарелых и в детских приютах под благовидными предлогами были отменены встречи-концерты и лекции. Вероятно, что доступ потенциальным миссионерам в такие места вскоре будет перекрыт наглухо.

Протестанты некоторых деноминаций и представители новых религиозных движений подвергли закон обструкции. «Традиционные религии» высказывались осторожнее, и осторожнее всех, как всегда, православные.

На первый взгляд «закон Яровой» в религиозной его части направлен против религиозных пришельцев с Запада. Он ставит жесткие ограничения «Свидетелям Иеговы» и всем тем, кто любит раздавать бесплатно брошюрки на тему потустороннего и приставать к прохожим с вопросом «Есть ли Бог?». Большинству населения подобные запреты в кассу.

И они совсем не задумываются о том, что в обществе снова начинают ущемляться конституционные права верующих граждан.

В Русской православной церкви «миссионерские» документы, безусловно, сыграют на руку фундаменталистам. Если быть более точным, то контрмиссионерам — самому идеологизированному, самому реакционному слою церковного общества. Усилиями Александра Дворкина и иже с ним во всех епархиях давно уже появились антисектантские центры, в задачу которых входит борьба с духовными конкурентами, вывод людей из новых религиозных объединений. Порой эта борьба завязана на полицейский участок и административный ресурс.

Возможно, Яровая непосредственно с контрмиссионерами не контачила. Но их идеи не пропали втуне.

Проблемы религиозного экстремизма, особенно радикального ислама, стоят сегодня достаточно остро. Однако при их рассмотрении у государственных мужей подчас возникает соблазн зайти в сугубо богословские области и установить там государственные правила игры, что может привести к еще большей путанице.

То, что дама-депутат, не проконсультировавшись даже с профильным комитетом Госдумы, бросилась определять, что такое миссионерство, говорит об особенностях путинского секуляризма. Маятник сменил направление, постсоветский атеизм начинает заявлять о себе в сфере законодательства.

Будем честными: атеизм глубоко проник в подкорку нашего общества. И теперь он отнимает символический капитал у религии. Достаточно посмотреть на хамские высказывания доверенного лица ВВП на прошедших президентских выборах Александра Невзорова, чтобы все стало понятно.

В качестве контраргумента можно привести случай Максима Кормелицкого, получившего реальный срок за перепост картинки с резкой критикой крещенских купаний. «Какое наступление атеизма, наоборот, одно мракобесие!» — воскликнет заинтересованный читатель. И будет неправ.

Да, законодатель «огораживает» господствующее вероисповедание, штампует страннолепные законы об «оскорблении чувств верующих» етс. Но эта «забота» на самом деле направлена против веры. Она загоняет Церковь в золотую клетку. И на фоне этого золота эпатажные фигуры речи и поведение того же о. Дмитрия Смирнова звучат как реплики из далеких, веселых 1990-х. Религиозный подъем остался там.

Интересно, а что скажет почтенный протоиерей, когда его прихожане после воскресной службы сядут на травку в парке, чтобы перекусить, и по обычаю, прочтут молитву перед едой. И подъедет наряд полиции после звонка случайного прохожего и отведет молящихся куда надо. Неужели промолчит?

«Традиционные» думают, что «закон Яровой» их не затронет. Но это не так.

Сегодня идеи веротерпимости во всех аспектах вновь испытываются на прочность. Проблема религиозной свободы оказалась связанной не только с правом, с демократией западного образца и российской управляемой демократией, но и с вопросами путинской секуляризации. Государство начинает трансформировать традиционные религии под свои нужды, стимулировать одни формы (например, церковно-общественные действа) и гасить другие (миссию). И эти изменения, если коротко, сводятся к тому, что из религии убирается вера и оставляется религиозно-культурный код. Поэтому так важен ритуал, и горе тому, кто на него покусится (см. дело Кормелицкого).

Религия как вера и религия как набор мифологем и ритуального поведения вновь вступают в сложное взаимодействие. В эпоху постмодерна все это немножко напоминает игру. Но эта игра касается реальной жизни миллионов людей. Тем более что за ней стоят интересы государства.


Фото: Россия. Москва. 21 июня 2016. Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе. Станислав Красильников/ТАСС


ПОМОГИ ЕЖУ!
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 

«ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЕЖЕДНЕВНОГО ЖУРНАЛА»















  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Русский экзархат вошел в Московскую патриархию
8 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
3 ноября патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, так называемого Русского экзархата, грамоту о восстановлении единства с Русской православной церковью. Церемония состоялась во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя. Русский экзархат возник на базе приходов, образованных эмигрантами в Париже после революции 1917 года, и канонически оформился на рубеже 1920-1930 годов. До последнего времени он оставался отдельной своеобразной юрисдикцией в составе Константинопольского патриархата.
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.