Что делать?
24 августа 2019 г.
Перичитывая классиков

Начнем с истоков общественных отношений. Группы охотников-собирателей, связанные родственными узами, были малочисленны, всего по 25–30 человек. В России так до сих пор живут народы Севера, в дебрях Амазонки первобытные племена. Как показывают исследования этнографов, в таких группах имеют место доверительные отношения между людьми, как в большой семье (по отношению к другим группам, конкурирующим за охотничьи угодья, отношения могут быть предельно враждебные).

Неолитическая революция 10 тыс. лет назад (освоение земледелия и животноводства) привела не только к взрывному росту населения и появлению людских сообществ численностью 500 – десятки тысяч человек.Она привела к возникновению государств.

Доверительные отношения, господствующие в малых группах, ушли на задний план, когда численность племени стала превышать 500–1000 человек. В таком огромном сообществе личные доверительные отношения у каждого с каждым просто не могли иметь место. На смену им пришла консолидация узких групп, стремящихся к власти, то есть началось формирование «хрупких» естественных государств-княжеств. В отношениях между людьми господствующее место заняло насилие или угроза его применения.

Люди различаются не только ростом и силой. Важнейшей характеристикой человека является агрессивность и способность унять страх (инстинкт самосохранения). Сильный и добрый, но не желающий рисковать жизнью может стать исправным крестьянином, но не воином. А более злой и агрессивный – будет дружинником, воином, для которого убить человека – легко. Именно это различие приводит к тому, что среди людей формируются группы «специалистов по насилию» — князей со своими дружинами, готовых силой и угрозами заставить других людей — пахарей, скотоводов и купцов — платить дань. В институциональной экономике таких «специалистов по насилию» называют«оседлыми бандитами».

Как свидетельствуют исторические источники, в таких «хрупких» государствах часто имела место этнократия, то есть власть над племенами устанавливала пришлая группа «специалистов по насилию». Яркий пример этому — приход на территорию славянских племен и захват власти скандинавскими «специалистами по насилию» — князьями Рюриком и Олегом с их дружинниками

Основное отличие «оседлого бандита» — князя-автократа — от «кочующих бандитов» (т. е. князя Игоря от хазар) состоит в том, что ему и его дружине выгоднее не забирать все у селян (как поступили бы гунны), не обрекать крестьян на голодную смерть, а довольствоваться лишь частью и получать ренту-дань ежегодно. (Рента – это то, что можно изъять под угрозой насилия, при условии, что хозяйство данника не разорится, семья не вымрет и, возможно, даже останутся средства для развития хозяйства, для инвестиций.)

Одна часть ренты-дани князю была грабежом, то есть платой за воздержание князя и дружинников от грабежа подданных по принципу «отдайте часть своих доходов или заберем все». Сегодня в России силовики назначают бизнесменам плату за «крышу». Если бизнесмен откажется платить, то будет сфабриковано дело и бизнес у него отнимут. Именно в этом проявлялась хищническая природа средневековых и современных естественных государств.

Другая часть ренты-дани князю состояла из взносов (платы) населения за оказываемые им и его дружиной общественные услуги. Показателен пример Великого Новгорода, где князья с дружиной охраняли республику, работали по найму и могли быть уволены.

Но и там, где князь был авторитарным правителем, как в Московии, ему приходилось содержать стрельцов и местную полицию, чтобы охранять подвластные земли от других насильников. Сбор ренты-дани требовал дорог и грамотных сборщиков, поэтому приходилось из казны князя тратить средства на инфраструктуру и образование. Это тоже были расходы казны на общественные услуги.

Теория общественного выбора как часть экономической теории исходит из того факта, что обычный человек эгоистичен и стремится увеличить объем своих благ (максимизирует полезность). Поведение князя и его дружины эгоистично и закономерно: взимая с простолюдинов дань, они увеличивают объем своих благ, своего богатства. Но при этом «специалисты по насилию» должны были искать на опыте оптимальную долю изымаемого у простолюдинов богатства. Непосильная дань лишала возможности крестьянские хозяйства развиваться и тем самым уменьшала доходы самого князя.

Поведение простолюдинов тоже экономически было оправдано. Платя дань, они не только сохраняли свою жизнь и хозяйство, но и получали защиту от набегов других «специалистов по насилию». Если дань была не слишком велика, у них появлялась возможность и стимулы для сбережений и инвестиций в развитие своих хозяйств.

Первые князья со своими дружинами положили начало естественным государствам. Но по мере укрупнения государств структура правящей на определенной территории коалиции «оседлых бандитов» усложнялась. Появились города, наместники, воеводы, служивые люди в приказах. Сами князья заключали союзы, в которых, например, московский князь был старшим по положению, а тверской — младшим. В одних случаях эти правящие коалиции становились жестко спаянными пирамидами власти под началом верховного правителя, как у Чингиз-хана, в других, как в Англии, имели место более рыхлые объединения местных феодалов по принципу «мой вассал — не твой вассал». Важно, что правящая элита этих естественных государств была объединена стремлением взимать дань-ренту с простолюдинов.

Эти властные союзы держатся:

—на угрозе насилия. Угроза насилия со стороны «своих» заставляла и правителя, и членов правящей коалиции, и простолюдинов исполнять принятые договоренности. Если член коалиции нарушит договоренности с авторитарным правителем, против него могут быть применены репрессии (пример — изгнание Юрия Лужкова). Но если правитель нарушает интересы или договоренности с нижестоящими членами правящей коалиции, то они могут его отстранить от власти (пример — свержение Никиты Хрущева) или даже обезглавить, как это произошло с королем в средневековой Англии.

— на личных отношениях. С каждым лордом, бароном и мэром вольного города, с каждым епископом у верховного правителя был торг и личные договоренности о его правах и обязанностях, о размере уплачиваемой в казну дани, о выставляемом в случае войны войске. Это сейчас мы можем говорить об обязанностях мэра города безличностно, так как любой гражданин в этой должности должен делать то-то и то-то. А в естественных государствах все обязательства связывались и связываются с конкретной личностью (пример — договоренность Путина с Медведевым о местоблюстительстве). В естественных государствах, когда меняется мэр, меняются и достигнутые договоренности.

В естественных государствах правитель стоит выше закона. Его указания и для судьи, и для чиновника выше правил и статей закона. Более того, члены правящей коалиции тоже испытывают «мягкие ограничения» законом. Как говорят в России, «для своих можно все, а чужих будем судить по закону».

Начиная от Саргона Аккадского (2316–2261 гг. до н. э.) до революционных событий во Франции и Северной Америке в конце XVIII века история человечества связана с господством «оседлых бандитов». Это их насилием созданы «естественные государства» построены дороги и обучены квалифицированные сборщики дани. Им действительно приходилось вкладывать деньги в школы и инфраструктуру.

Но темпы экономического развития в естественных государства были крайне низкими.Согласно расчетам Ангуса Медисона, за первое тысячелетие новой эры среднедушевой ВВП в мировой экономике не изменился, а с 1000 по 1820 год рост составил 53%, то есть по 0,02% в год. То есть режимы, установленные «оседлыми бандитами», оказались не столь уж продуктивны. В чем причина низкой эффективности естественных государств и, напротив, высокие темпы развития государств, в которых обеспечен свободный доступ к занятиям бизнесом и политикой?

Прежде всего, она заключается в том, что, если автократ (князь, царь, король) не уверен в своей способности долго сохранять власть, то он начинает вести себя как кочующий бандит, то есть хищнически захватывает у подданных активы, отказывается от своих долгов, генерирует инфляцию путем печатания денег для собственного использования. Так как всегда может быть так, что сохранение власти государем или ее передача по наследству окажется под угрозой, то есть почти 100% вероятность того, что даже в самых устоявшихся монархиях рано или поздно монарх – «оседлый бандит» будет вести себя как «бандит кочующий», т. е. будут нарушаться права собственности, контракты, резко вырастет уровень цен, что заблокирует экономическое развитие страны. В Московии царь Иван Грозный беспощадно расправлялся с нелояльными ему боярами. Во Франции Людовик XIV грабил банкиров. Примерами подобного рода полна история естественных государств.

Вторая причина низкой эффективности естественных государств — критерии, по которым принимаются хозяйственные решения. Автократическое государство есть государство хищническое, оно собирает ренту-дань, прежде всего, в интересах правящей верхушки, максимизирует ее богатство, ее престижное потребление. Если в демократических государствах политики и чиновники работают «за умеренную зарплату», то в естественных государствах значительная часть бюджетных расходов «распиливается» чиновной вертикалью и приближенными к ней бизнесменами. Налоги, собираемые с населения, идут на компенсацию убытков близких к авторитарному правителю олигархов (например, компенсация пострадавшим от санкций банкирам — членам кооператива «Озеро» и лишившемуся замка в Италии олигарху Ротенбергу).Собираемые с населения налоги расходуются не только на престижное потребление власть имущих, но и на удовлетворение геополитических амбиций государя-президентаили генсека (ядерное оружие, аннексия Крыма, военная помощь террористам «Лугандона»).

В условиях естественного государства интересы большинства населения и правящей авторитарной коалиции в расходовании собранных в казну средств сильно различаются. Для правящей коалиции, преследующей собственные корыстные интересы, только те расходы целесообразны, которые позволяют увеличить размер присваиваемой дани-ренты. Широкие же слои населения ориентируются на увеличение собственных доходов, развитие своего хозяйства. То есть интересы населения — другие.

Так интересам широких слоев населения противоречит уплата бандитам дани за крышевание бизнеса. Это крышевание ведет к росту издержек производителей и цен, что ложится бременем на покупателей. И если в условиях естественного государства плата «за крышу» есть стержень общественного устройства, то в условиях народовластия и открытого доступа к бизнесу и общественной деятельности с рэкетом-«крышеванием» идет непримиримая борьба.

Различаются интересы и в отношении налогов на оказание общественных услуг. Для бандитов ограничением их хищнических устремлений является лишь уровень ренты-дани, выше которого ежегодные доходы правящей коалиции будут сокращаться. То есть бандитам невыгодно рубить дерево, плодами с которого они питаются. И правящая авторитарная коалиция согласится, например, на строительство новой дороги за счет казны лишь в том случае, если дорога обеспечит прирост собираемых налогов, причем прирост этот должен быть больше, чем затраты на строительство дороги. Иначе правящей коалиции это строительство не выгодно.

Для населения же строительство новой дороги «в складчину» будет оправдано, если вызванный ею прирост общих доходов превысит затраты на ее строительство. Так как суммарные доходы населения больше суммы собираемых налогов, то и выгода для населения больше, чем для «оседлых бандитов». Значит, граждане или их представители в местном парламенте проголосуют за строительство дороги там, где авторитарный правитель и его «оседлые бандиты» от нее откажутся. В масштабах страны экономические последствия таких решений огромны.

Вообще, чем меньше расходы на общественные услуги (инфраструктуру, медицину, образование и др.), тем выгоднее для «оседлых бандитов». Какое дело современному российскому олигарху до того, что сокращается бюджетное финансирование системы образования? Он готов поддержать расходы на Олимпиаду в Сочи за счет бюджета, потому что это позволит ему лично обогатиться. Он также готов поддержать бюджетные субсидии на строительство нового порта или нефтепровода, потому что это облегчит ему вывоз нефти за рубеж. Но тратить деньги на учителей?

Впрочем, реализовать интересы большинства (большой коалиции групп интересов) непросто. Мешает «проблема безбилетников». Для отдельного гражданина выгода от неучастия в коллективных расходах на строительство дороги очень высока. Поэтому почти для каждого лучшая стратегия — дождаться, когда дорогу построят другие. В результате добровольное строительство в складчину не получается. Вывод: без принуждения государства к внесению взносов (налогов) коллективные решения не исполняются.

Есть и другая причина объективных трудностей в отстаивании коллективных интересов (народовластия). Простой человек получает мизерные выгоды от рациональной политики и эффективного руководства общими делами. Следовательно, у него нет стимула вникать в последствия принимаемых политиками решений. Экономисты называют это рациональным невежеством избирателей. Например, в городе строится новый стадион. Простой гражданин может посетит его, а может и нет. Вникать в детали проекта ему резона нет, как, впрочем, и в смету расходов на строительство. Если большинство избирателей не в состоянии распознать и отстоять свои истинные интересы (в данном случае пути снижения затрат на строительство стадиона и соответствующее сокращение городских налогов или их использование на другие нужды), то узким группам интересов — чиновникам и приближенным к ним бизнесменам — напротив, выгодно завысить смету, распилить бюджетные средства. Избирателей легко ввести в заблуждение популистскими или внешне правдоподобными аргументами заинтересованных лиц.

Есть ли противоядие рациональному невежеству граждан? Есть. Это, прежде всего, политическая конкуренция и свободные СМИ. Оппозиция и журналисты способны вывести на свет узкие группы интересов, ориентированные на присвоение ренты. Полезно также использовать институт исков отдельных граждан в защиту групповых интересов (интересов неопределенного круга лиц), который предусматривает сильные стимулы для борьбы отдельных лиц за интересы большинства.

В чем причина отсталости естественных государств? Раньше неоклассическая экономическая теория полагала, что дело в недостатке капитала, вызванного низким уровнем сбережений, и следовательно в нехватке инвестиций в развитие производства. Но опыт показал, что в Европе инвестиции по «плану Маршалла» дали большой эффект, а в странах третьего мира — нет. Тогда предположили, что дело в недостатке «человеческого капитала» — профессиональных навыков работников. Мол, низкая квалификация специалистов не позволяет эффективно использовать инвестиции. Но выяснилось, что в некоторых медленно развивающихся странах Латинской Америки (Аргентина, Уругвай) уровень образования был значительно выше, чем в бурно развивающихся восточно-азиатских тиграх (Южная Корея, Гонконг, Таиланд, Малайзия). Значит, дело в институтах, то есть в «правилах игры», по которым живут людив этих странах, в тех ограничениях и стимулах, которые формируют отношения между людьми. Страны с плохими институтами застревают в своем развитии далеко до достижения границ своих производственных возможностей. Для нас пример тому сравнение Северной и Южной Корей, ФРГ и ГДР. Один народ, но разные правила жизни привели к несопоставимым результатам.

Можно выделить те элементы человеческого капитала (уровень образования, профессиональные навыки, трудолюбие, предпринимательские наклонности), которые можно обменять на рынке на деньги. Это частный рыночный «человеческий капитал». Он приносит человеку доход. Но есть и другая часть «человеческого капитала», которую можно назвать термином «гражданская культура». Это знание того, как должна быть организована общественная жизнь, какая должна проводиться политика, чтобы жизнь была достойной, чтобы страна развивалась. Эту часть «человеческого капитала» продать нельзя. Но именно онав совокупности всех жителей страны влияет на политику и правила жизни,на представления о «должном», в конечном счете — на темпы развития страны.

В естественных государствах ренты создаются за счет ограничения доступа людей к таким занятиям, как торговля, бизнес, образование, военное дело, богослужение, к формам общественной организации, то есть к созданию политических партии, НКО, СМИ, профсоюзов и др. Облеченные властью люди обладают привилегиями и получают дань-ренту (коррупционный доход). Риск потерять ренту и привилегии в результате насилия делает их скорее склонными к сотрудничеству во властной коалиции, чем к столкновениям. Это справедливо и для князей Древней Руси, и для герцогов средневековой Франции, и для прокуроров и эфесбешников современной России.

Естественное государство потому и естественное, что у всех стран и народов оно возникало естественным образом. При этом в основе их политической и экономической системы всегда лежала дань-рента (коррупционный доход). Рента, которая возникает из-за ограничений доступа граждан к ведению бизнеса, к политической и общественной деятельности. Такая деятельность невозможна без благосклонности власти, а за благосклонность, то есть «крышу», надо платить дань. Получаемая власть имущими дань-рента скрепляет естественное государство, заставляет влиятельные группы поддерживать власть, приносит стабильность в ряды правящей коалиции политиков и силовиков. Но оплата ренты лишает граждан и созданные ими фирмы значительной части средств для развития, отсюда отсталость естественных государств. Таких отсталых естественных государств с рентоориентированной экономикой сегодня большинство — около 170. Россия теперь входит в их число.

Напротив, государств открытого доступа, где гражданам на практике открыт свободный доступ к бизнесу, политической и общественной деятельности — всего два десятка. Это — высокоразвитые страны, которые стали такими именно благодаря конкуренции в экономике и политике. В них закон обязателен для всех, а не только для простолюдинов. Там суд независим и закон для суда и чиновников важнее, чем указания начальства. Там любые организации могут быть созданы гражданами без согласия власти. Там имеет место «созидающее разрушение», когда новые изобретения (гаджеты, защищенные патентами) позволяют получать ренту (сверхдоход), но конкуренты быстро разрушают возможность получать этот доход и приходится изобретать новое. И очень важно, что там силовики отодвинуты от власти, над ними установлен реальный политический контроль.

Естественные государства неспособны к быстрому развитию, поскольку свободная конкуренция с открытым доступом противоречит самой логике построения такого государства. В нем лояльность гарантируется получаемой силовиками данью-рентой, а она возможно только при ограниченном доступе к ведению бизнеса, к политической и общественной деятельности. Но если нет конкуренции, то нет и прогресса.

Для того чтобы в России сформировался порядок открытого доступа, то есть возникло современное развитое государство, у россиян должно измениться представление «о должном», о том, какие порядки должны восторжествовать в России. До тех пор, пока граждане будут полагать, что изменить ничего нельзя, наше российское естественное государство сохранится.

Фото: pixabay.com












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Реальное народовластие. Пример Швеции
13 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Известно, что в мире из двухсот с лишним стран — лишь два десятка демократических, где налицо  верховенство права, где власть имущие не могут урвать себе кусок пожирнее, а вынуждены реализовывать интересы народа, повышать его благосостояние. Я был потрясен, когда узнал, что премьер-министр Канады, лишившись своего поста, вернулся из служебной квартиры в свою двухкомнатную. Особняк он не прикупил — зарплаты не хватило. А воровать чиновникам в Канаде не дают. Для россиян это фантастика. Цель наших властей разного уровня  — обогатиться, накопить миллиарды, построить себе в Европе роскошные дворцы, оставить миллиарды детям. А соотечественники-простолюдины пусть хоть сдохнут. Их могут заменить выходцы  из Средней Азии. И на митинги они вряд ли собираться  посмеют.
Выборы в России – туфта. Сравните со шведскими
5 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На выборах в Московскую городскую Думу кандидаты от «Единой России» скрывают свою принадлежность к «партии власти», идут как самовыдвиженцы. Избирательные комиссии закрывают глаза на нарушения с их стороны, зато придираются к  подписным листам  независимых оппозиционных кандидатов. Если те реально собирали подписи  на   самых проходных местах, ходили по квартирам, то провластные кандидаты этим себя не утруждали.
Социализм – мечта, ведущая в тупик
30 ИЮЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Многие пожилые люди сожалеют об ушедшем социализме. Особенно жители Москвы и Петербурга. Им есть, о чем тосковать. В 1970-е годы при зарплате 120-150 рублей можно было кое-что отложить на отпуск. Работа была гарантирована, как и бесплатное образование и здравоохранение. А теперь пожилому человеку на работу не устроиться, пенсии мизерные, тарифы на коммунальные услуги поднимают 2 раза в год. За лечение плати, за учебу внука в вузе — плати. Реальный уровень жизни падает... Но самое печальное, что, наслушавшись пенсионеров, о социализме мечтают и молодые. Им кажется, что они уж точно смогли бы построить «социализм с человеческим лицом»...
Почему Россия — страна образованных нищих
22 ИЮЛЯ 2019 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Академик Владимир Игоревич Арнольд утверждал: отечественная система математического образования одна из лучших в мире. Действительно, освоение ракетно-космических технологий и атомной энергии, достижения в области фундаментальных исследований и оборонного машиностроения, а также многое другое принципиально невозможны без высокоразвитой математической культуры. Она же с неизбежностью будет востребована в случае интенсивного развития отечественных наукоемких технологий. Поэтому сохранение и развитие в России национальной математической школы для достойного будущего страны в ХХI веке — условие совершенно необходимое. Однако и совершенно недостаточное.
Школа: бери пример с Финляндии
12 ИЮЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления.
Школы Финляндии – способны ли мы перенять опыт?
12 ИЮЛЯ 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
В последние 15-20 лет финские школы считаются одними из лучших в мире. На чем основана эта репутация? Посудите сами. Существует Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это тест, осуществляющий мониторинг качества образования в десятках стран мира. Важно подчеркнуть, что Международная программа проверяет не только теоретические знания учащихся, но и умение применять знания на практике. Это не разного рода олимпиады и соревнования, в которых с советских времён участвуют единицы наших особо одарённых школьников.
Тупик российских традиций
26 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Россия  начала XXI в.  вызывает множество тревожных вопросов.  Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин публично высказал опасения, что при сохранении наблюдаемых тенденций «наше государство превратится из криминализованного в криминальное». Обрели ли россияне необходимую компетенцию для цивилизованного, без масштабных потрясений, перевода общества с траектории застоя на траекторию развития?  Успеет ли наше общество  преодолеть хронический правовой нигилизм или России вновь предстоит насилие  невежества?
Можно ли победить воровство?
25 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
В ряду стран, воровство и коррупцию если не победивших, то резко снизивших вес этих пороков в общей жизни государства, с недавних пор называют Грузию, по праву связывая это прежде всего с именем ее президента в 2004–13 гг. Михаила Саакашвили. Пример для нас интересен еще и потому, что, несмотря на всю специфику национальной ментальности грузин и несопоставимость размеров и численности населения, эта страна является таким же молодым постсоветским новообразованием, как и Российская Федерация (и так же имеющей многовековую историю собственной государственности, прерванной лишь на 2 века вхождения в романовскую, а затем в советскую империю).
Как борются с коррупцией в США
24 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Законы США предусматривает наказание и за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или то и другое.
На чем держится коррупционная вертикаль? Опыт Румынии
17 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Земле живут разные народы с разной культурой. У китайцев и корейцев в культуре конфуцианская традиция — ходить к начальству с подарком, чего не приемлют финны. И финны, и шведы странным образом считают, что раз чиновники — госслужащие, то должны служить своему народу, а не собирать с него дань. Идеалисты!