Что делать?
19 июля 2018 г.
Малообразованными помыкать легче

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Екатерина II считала вредным распространение знаний среди населения. В письме графу Строганову она была откровенна: «Черни не должно давать образования, поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет нам повиноваться в такой мере, как повинуется теперь» (1). Посол Англии в Москве Дж. Флетчер еще в ХVI в. писал: «Цари … не дозволяют подданным выезжать из отечества, боясь просвещения, к коему россияне весьма способны, имея много ума природного» (2).  

Н.М. Карамзин в записке для императора Александра I написал о политике имперской бюрократии, как о «давней традиции держать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее» (3). В итоге ко времени освобождения крестьян грамотными было менее 10% населения. Зато к моменту распада Российской империи среди малоимущих слоев стали популярны утопии «архаичного крестьянского коммунизма» по принципу «черного передела» земли и настроения в защиту крестьянской общины. 

Безграмотностью и средневековым сознанием русского крестьянства объясняется «аграрный террор», разлившийся в начале ХХ в. по европейской части России. Настроенные против помещиков, стремясь сохранить общину и добиться передачи ей помещичьей земли, крестьяне громили и поджигали помещичьи имения и хозяйства вышедших из общин кулаков – «мироедов». Масштабы «аграрного террора» были огромны: «За 1907-1909 гг. сожжено 71% помещичьих усадеб и 29% хозяйств кулаков. В период с 1910 по 1913 г. сожжено 32% помещичьих усадеб и 67% кулацких хуторов» (4). 

Выразительно признание тогда еще Саратовского губернатора П.А.Столыпина в отчете Николаю II: «Все крестьянские беспорядки, агитация среди крестьян и самовольные захваты возможны только на почве земельного неустройства и крайнего обеднения сельского люда. Грубое насилие наблюдается там, где крестьянин не может выбиться из нищеты. Там он обозлен и верит всякой пропаганде, а отчасти полагает, что насилием заставит власть имущих обратить внимание на свою обездоленность» (5). 

Столь же ожесточенным был и «городской террор». С 1901 по 1916 г., по данным А. Гейфман, террористы убили и покалечили  порядка 17 тыс. государственных чиновников,  из них только в 1905–1907 гг. было 2180 убитых и 2530 раненых (6). Этот «бессмысленный и беспощадный» бунт — следствие недостатка образования и отсутствия современной политико-правовой культуры в качестве универсальной технологии предотвращения масштабных социальных конфликтов. Затем по вине большевиков была спровоцирована кровопролитная Гражданская война. Еще осенью 1915 г. Ленин выдвинул «лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую» (7), в ходе которой миллионы гибли либо за сохранение монархии, либо за социалистическую утопию. Что легло в основу диктаторского режима Ленина-Сталина, приведшего к гибели миллионов жертв? Все та же необразованность и утопическое сознание масс, которых большевики использовали в качестве «пушечного мяса».

 Иерархи РПЦ не без оснований полагали: распространение европейского знания подорвет основы православной веры и власть монарха. Юношей поучали: «Спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай, еллинских борзостей не ведаю, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах», «ибо богомерзостен перед Богом всяк, любя геометрию, се душевные грехи – учиться астрономии и еллинским книгам» (8).  

Ключевский образно сформулировал русскую традицию ортодоксального понимания мира: «Древнерусское миросозерцание: не трогай существующего порядка, ни физического, ни политического, не изучай его, а поучайся им, как делом Божиим. Русское духовенство в своих 700-летних заботах о спасении русских душ не завело школы дешевой, доступной для деревенского народа» (9).

М.В. Ломоносов уже в правление Елизаветы Петровны настаивал: «Духовенству к учению… не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях» (10) . 

Как писал В.О. Ключевский (1911 г.): «Средства западноевропейской культуры, попадая в руки тонких слоев общества, обращались на их охрану… усиливая социальное неравенство, превращались в орудие разносторонней эксплуатации безоружных народных масс, понижая уровень их общественного сознания и усиливая сословное озлобление, чем  подготовляли их к бунту, а не к свободе» (11). Предвидение ученого сбылось спустя всего 6 лет.

Сегодня  мы наблюдаем все то же стремление власть имущих не допустить хорошего образования у россиян, особенно в экономике и политологии. Школьные и вузовские программы не предполагают  объяснения причин бедности одних стран и богатства других. В учебниках не разъясняют важность для развития страны плюрализма, политической и экономической конкуренции, верховенства права и независимости судебной системы.  Вместо прежней коммунистической утопии насаждаются имперские фантазии. 

Снижается не только уровень преподавания экономики и политологии, но и технических дисциплин. Не хватает толковых преподавателей. Причина проста – исполнение указов Путина о повышении зарплат преподавателям при одновременном сокращении финансирования вузов. Официальные данные о размерах средней зарплаты бюджетников вызывают у них оторопь и гнев. Как и установленные властями заоблачные оклады ректоров. Действительно годовые доходы трех ректоров, имеющих самые большие зарплаты, составили:

  • руководитель Петербургского Горного университета, помощник нынешнего президента во всех этапах предвыборной кампании, – 80 млн рублей в год;
  • глава НИУ ВШЭ – 45 млн рублей;
  • новоназначенный ректор РГСУ – 41 млн рублей.

В то же время преподаватели, которые не заработали ученых степеней, едва ли получают больше 10 тыс. рублей, зарплата доцентов – 15 тыс., профессора готовы похвастаться 25 тыс. рублей. Вспоминается  старая шутку: «Если начальник каждый день ест мясо, а рядовые сотрудники – капусту, то в среднем получится, что мы едим голубцы».

 Для двукратного увеличения зарплаты (согласно указам президента) есть только два пути: либо наращивать фонд заработной платы, либо уменьшать численность профессорско-преподавательского состава. Первый путь сложен: хотя есть хоздоговоры, платное обучение, но эти ресурсы уже исчерпаны. В Москве средняя зарплата преподавателя составляет 60 тыс. рублей, а ректор вуза должен по указу добиться повышения средней зарплаты до 120 тыс. Где взять деньги? Только за счет сокращения числа преподавателей!  

Знакомому заведующему кафедрой было приказано сократить четыре ставки. Он думает, кем жертвовать? Действительно: кем, если нагрузка на преподавателей уже зашкаливает? 

 В мировых рейтингах соотношение числа преподавателей и студентов в ведущих вузах мира составляет 1:3 или 1:4. А российские власти поставили задачу довести это соотношение до 1:12!

 Преподавателей становится меньше,  качество образования падает. Но властям это на руку, малообразованными гражданами помыкать легче. А дети чиновников и олигархов давно уже учатся в Англии или Германии. 

Эта политика рациональна, если оценивать ее, исходя из  корыстных интересов правящей группы. Она нацелена, прежде всего, на обогащение власть имущих, а не на прирост в стране человеческого капитала. Сверхприбыльные госзаказы друзьям-олигархам отплатить надо? Надо! А ненасытный ВПК кормить надо? Тоже надо. Если не можем заставить себя уважать экономическими успехами, то будем стращать мир ракетами. Заодно получим поддержку массы своих «патриотов», больных имперским величием. Откуда же тогда брать деньги на образование? Да и нужно ли оно простолюдинам? 

И если Путин на «прямой линии» обманывает соотечественников, рассказывая  о мифическом росте их зарплат, то его друзья, например,  братья Ротенберги, покупают огромную «латифундию» в Италии и строят там роскошные дворцы для себя и своих детей. Полтора триллиона долларов, вывезенных олигархами из России, наглядно свидетельствуют об интересах правящей клики. Сколько дорог, домов, современных предприятий можно было бы построить в стране на эти деньги! 

Как показывает опыт, люди образованные хуже поддаются пропаганде, не верят в то, что «царь хорош, а бояре плохие». (Речь идет о действительно образованных людях, а не о специалистах по марксистко-ленинской философии.) Они знают языки и могут сравнивать жизнь и порядки в России и в развитых демократических странах. Их труднее обмануть. Не случайно каждый пятый москвич, по опросам социологов Левада-Центра, готов сегодня эмигрировать, распростившись с реалиями путинской «демократии». Поэтому курс на свертывание системы образования,  исходя из интересов "партии жуликов и воров", вполне логичен. Нынешние властители России вняли советам императрицы Екатерины. 

Куда ведет такая политика, многие россияне понимают. Но молчат, не протестуют, боятся. И даже голосуют за "национального лидера". Правильно, мы же не армяне, мы еще потерпим… 

__________________________________________

1. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.,1953. С. 55. 

2. Флетчер Д. О государстве русском // Проезжая по Московии. М.: Международные отношения, 1991. 

3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. URL: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0120.shtml (дата обращения 16.01.20124).. 

4. Ильин В.В. Россия в сообществе мировых цивилизаций. М.: Книжный дом университета, 2009. С.29.

5. Столыпин П.А. Всеподданейший отчет саратовского губернатора. 1903-1904 гг. Сост. А.Г.Бесов, 1993. Обращает внимание: ни о каком иностранном влиянии на крестьян или подстрекательстве из-за рубежа Столыпин не упоминает.

6. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. URL: https://royallib.com/book/geyfman_anna/revolyutsionniy_terror_v_rossii_1894_1917.html. (дата обращения 15.06.2017).

7. Ленин В.И. Поражение России и революционный кризис. ПСС. Т.27. Политиздат. М.: 1973. С.29.

8. Цит. по: Ключевский В.О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54 // Сочинения в 9 томах, т. 3. М.: 1988. С. 278.

9. Ключевский В.О. Афоризмы за 1911 г. // Из русской мысли о России. Автор - составитель Янин И.Т. «Янтарный сказ», Калининград, 2002. С.242.

10. URL: http://moudrost.ru/avtor/lomonosov.html (дата обращения 15.06.218)

11. Ключевский В.О.  Курс русской истории. М.:. 3, 1958. С. 296.

Фото:Владимир Смирнов/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Плюсы и минусы пенсионных систем
12 ИЮЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Часто люди задают вопрос: нельзя ли в России пенсионную систему сделать разумной, гарантирующей пенсионерам достойную жизнь, чтобы пожилые люди, как в Европе, могли ездить отдыхать на море? Отвечая на этот вопрос, начнем с определений. Традиционная государственная пенсионная система, действующая в России  и в странах Европы, — это страховая распределительная система. Правильнее ее называть перераспределительной или солидарной, так как она основана на солидарности поколений. В ней работающий платит за неработающего, точнее, работодатель, урезая зарплату работающему, перечисляет его пенсионный взнос в Пенсионный фонд.
Древние истоки нашей политической культуры
6 ИЮЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Российская власть демонстрирует жестокость и произвол по отношению к подданным, начиная с княжеских разборок X–XII вв., царствования Ивана Калиты, затем Ивана Грозного и далее – Петра I, императриц XVIII в. Московское завоевание Великого Новгорода и Твери сопровождалось массовыми убийствами горожан и последующим заселением городов выходцами из Московии. Опричнина разделила народ на две части, предоставила возможность одной грабить и разорять другую. «Западнические» реформы Петра тоже проводились с характерной московской жестокостью. Царствование Анны Иоанновны отмечено расцветом полицейщины.
Конфликт инстинктов и интересов
2 ИЮЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В душе у каждого человека бурлит конфликт интересов. Его порождают два инстинкта. Один – инстинкт самосохранения. Сегодня он выражается не столько в стремлении не упасть с дерева, сколько в желании жить в тепле и сытно питаться. Достаток позволяет иметь хорошее жилье и неплохое медицинское обслуживание, а значит — сохранять себя любимого. В условиях товарно-денежных отношений инстинкт самосохранения тесно увязан с желанием обогатиться. Как – другой вопрос, по части морали.
Польское жертвоприношение
27 ИЮНЯ 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Люстрация — lustratio — в переводе с латыни буквально означает «очищение посредством жертвоприношения». С конца 80-х годов это слово зазвучало подобно гонгу на всем посткоммунистическом пространстве стран Восточной Европы. Люстрация понималась как чистка — необходимость убрать из силовых и управленческих органов всех, кто сотрудничал с прежним КГБ, а также был причастен к нарушениям прав и свобод во времена коммунистического правления. Однако технология и идеология люстрации явилась огромной проблемой. В Польше она остается предметом дискуссий до сих пор — хотя, казалось бы, за 30 лет должна была утратить свою актуальность по чисто демографическим причинам.
Россия: монополиям — да, конкуренции — нет!
25 ИЮНЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Чем грозят монополия — экономическая и политическая? Многие ответят: политическая монополия правящей группы ведет к абсолютной власти, а абсолютная власть портит людей абсолютно. Чтобы ее сохранить, власть имущие могут подвергать репрессиям миллионы, как делали Сталин и его опричники из НКВД или Мао со своими приспешниками. В сфере экономики монополии блокируют «созидательное разрушение» убыточных производств, когда те терпят банкротство, не выдержав конкуренции с более успешными фирмами. Одно это уже обрекает народ на нищету.
Чем нам грозит пенсионная реформа?
18 ИЮНЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Чем грозит нежелание человека идти в поликлинику при явных симптомах опасного заболевания? Летальным исходом. Чем грозит нежелание правительства проводить назревшие экономические и политические реформы, отсутствие стремления бороться с тотальной коррупцией и казнокрадством? Да еще в сочетании с попытками взять с подданных  как можно больше? Тем, что общество может войти в тупик, из которого ему мирно не выбраться. Именно это мы и наблюдаем сегодня в связи с намеченной правительством пенсионной реформой.
У большинства собственного мнения нет
13 ИЮНЯ 2018 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Зависимость россиян от телевизионной пропаганды   очень высока. ТВ —  главный конструктор реальности и самый авторитетный источник. Потому что информация  подается от имени государства, власти. Способность кремлевских пропагандистов навязать свое толкование событий держится на определенной тактике: перед этим создается атмосфера неопределенности и тревоги, дискредитируются все другие позиции, а лишь затем предлагается своя интерпретация. Причем она строится как единственно возможная. Нынешний режим присвоил себе роль арбитра, который трактует события с точки зрения «интересов большинства».
Иерархия — в наших генах
11 ИЮНЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
У историков и этологов противоположное восприятие автократических и тоталитарных государств. Для историка эти многоступенчатые иерархические образования — достижение разума, блестящей организации гениальных царей и полководцев. Они возвышаются над организациями прочих племен и народов, как египетские пирамиды над барханами песка. Для этолога — это примитивные, основанные на инстинктах самообразующиеся структуры, разросшиеся до гигантских размеров. И построили их не гении, а паханы.
Прямая демократия — средство против господства олигархов
4 ИЮНЯ 2018 // ГЕОРГИЙ ПОГОЖАЕВ
Даже в развитых странах власть нередко сосредоточена в руках руководителей олигархического типа, которые возглавляют крупные политические партии и связаны с мощными профсоюзными, банковскими, культурными и культовыми лобби. Олигархическая власть всегда стремится ограничить свободы граждан. Ее идеал – когда граждане являются просто зрителями политических игр, послушно голосуют за кандидатов, предварительно отобранных по партийным процедурам, в которых у граждан нет права голоса. Реальная демократия олигархам не нужна.
Дефицит гражданского
30 МАЯ 2018 // ИГОРЬ ХАРИЧЕВ
Гражданское общество — это такое общество, где граждане способны объединяться для защиты самых разных своих интересов (от интересов жителей дома, квартала, города, региона, страны до интересов представителя пола, профессии, социальной группы, меньшинства и т.д.). Гражданское общество автономно даже от «государства открытого доступа к разного рода занятиям», то есть демократического государства без «крыш» и обязательной дани чиновникам. Государства, где представители власти не жулики, воры и взяточники, а подконтрольные обществу менеджеры. С таким государством гражданское общество самым тесным образом взаимодействует.