Что делать?
10 апреля 2021 г.
Дорога в никуда
11 ЯНВАРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Дайджест по материалам прессы.

У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее сообщение:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.
Пациенты умирают от рук таких врачей.
Здания разрушаются от рук таких инженеров.
Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации».

 

Кризис школьного образования и социал-дарвинизм

В списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1%. Выше России – Болгария, Хорватия, Румыния. Алжир, Мавритания. Рядом с Россией – Парагвай, Таджикистан. Тринидад и Тобаго.

Высокое место по уровню знаний мы исторически занимаем, начиная с конца 1950-х годов. Но с того момента Россия, пятясь назад по уровню образования, с 3-го места в мире, которое занимала, опустилась до 33-го (Аганбегян А. Г. // Экономические стратегии. 2017. № 3).

Реформа образования в России в последние десятилетия строилась вокруг мировоззренческой установки, лучше всего выраженной бывшим министром образования А. Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

В плоть российского общества внедряется социал-дарвинизм, система образования в России перестаёт быть гуманитарной, человечной, все сильнее строится на принципах жесткого отсева и отбора: к высшему образованию будут допущены только сильнейшие, конкурентоспособные и платёжеспособные. Мер, которые позволили бы успешно развиваться школьникам с особыми наклонностями, не принимается.

ТАСС

Результаты кризиса в системе образования предсказуемы. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Ребенок должен просто выбрать один из четырех вариантов ответа. Так экзаменуют и на ЕГЭ, и на промежуточных контрольных работах в процессе обучения. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезет. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми

Учителя в России не являются высокооплачиваемыми уважаемыми специалистами, как в Финляндии. В государственных школах это чаще всего посредственности, заваленные отчетностью, чья нищенская зарплата зависит от отношения к ним руководства. Они с готовностью исполняют противозаконные указания, например, предупреждают школьников  не ходить на митинги сторонников Навального. Безропотно участвуют в избирательных комиссиях, послушно делают вбросы бюллетеней и подделывают фальшивые  протоколы.



По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рособрнадзором, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают! «Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, — рассказывает бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение».

За последние годы в стране закрыто более 25 тыс. школ, 8,5 тыс. больниц и 5 тыс. поликлиник. Такие меры ведут к тому, что малые города и села просто брошены на произвол судьбы и вымирание. Это говорит о том, что существующая система государственного образования себя дискредитировала и уверенно идет к общему краху, уступая место частным школам. А все ли имеют возможность устроить своего ребенка в частную школу, за учебу в которой необходимо платить огромные деньги? Безусловно, НЕТ! Тестирование выпускников школ показывает удручающую картину.

Школы должны приносить прибыль!

Падение цен на нефть, гонка вооружений, вывоз олигархами миллиардов в развитые страны и как следствие недостаток бюджетных средств заставили путинскую клику потребовать, чтобы школы перешли на самоокупаемость. Подготовленыы программа школьной реформы и проект нового закона о платном школьном образовании.

Все школы предполагается разделить по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. Базовые предметы пока останутся бесплатными в необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию.

Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму. Будут введены так называемые платные профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Российские школы превратятся  в некие организации, приносящие прибыль властвующим казнокрадам.

Введение платных школ с 2017 года было отложено в связи с президентскими выборами. Впрочем, отложено на год-полтора. Ясно одно: нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало. Напомним, что в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре школьное образование бесплатное!

Отток детей в частные школы

Вместе с тем интерес состоятельных людей к частным школам и репетиторству подтверждает факт тяжелого кризиса государственной системы образования. Она себя дискредитировала и движется к полному краху. Об этом говорят общественники, эксперты и сами учителя.

 В 2017 году продолжается отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Устаревшие замшелые методы обучения, консервативный подход к совершенно новым детям с иными целями и запросами – это заставляет неравнодушных родителей искать для детей альтернативные формы обучения. Главным препятствием на этом пути является стоимость обучения. Многим просто не по карману отдать ребенка в частную школу и даже нанять репетитора. И все равно популярность и того, и другого огромна.

ЕГЭ

ЕГЭ не учитывает особенности умственного устройства детей,  предъявляя ко всем предельно жесткие одинаковые требования. Но ведь есть люди, склонные к математике и точным наукам, а есть прирожденные гуманитарии! И не факт, что будущему прекрасному хирургу потребуется знание тригонометрии. Мы уже отмечали, что в Финляндии, чье школьное образование признано лучшим, оценок не выставляют вообще, а преподаватели, работая с каждым школьником индивидуально, дают им разные по трудности задания. Система ЕГЭ жестко отсекает школьников определённого склада, вовсе не глупых и бесталанных, и ввергает детей в состояние стресса, не оставляя права на ошибку.

ТАСС

Согласно исследованию экспертных мнений, проведённому Центром научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 г., с введением ЕГЭ существенно снизился уровень подготовки школьников и студентов, эффективность системы образования в целом упала более чем в два раза. Красноречиво об этом свидетельствуют и результаты последних школьных олимпиад: в международном зачёте количество медалистов среди российских школьников резко снизилось. Таким образом, лучшие российские школьники стали сильно уступать своим сверстникам из других стран. Это весьма информативный и тревожный показатель, который говорит, конечно, не об отсутствии рвения и талантов у ребят, а о кризисе системы их подготовки. 

Разве в образовании человека получение знаний — главное? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?! В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол творцов и изобретателей! Сами знания не дают абсолютно ничего, если нет возможности применить их с пользой. Умный человек отличается от глупого не количеством  знаний (человек, который много знает, не всегда является умным — часто он всего лишь просто эрудированный), а умением находить нужные знания и применять их с пользой и эффективностью.

Задача обучения не вбить в голову ребенку кучу всякой ерунды (хотя и это тоже), а повысить его культурный и интеллектуальный уровень до приемлемых для общества величин. Именно приемлемых для общества. Нужно было обществу в 60-х годах освоение космоса — так кружки юного техника и юного радиолюбителя были чуть ли не в детских садиках. А потом обществу вдруг потребовались гуманитарии, последствия этого мы сегодня и наблюдаем. А студенты маленькой  Голландии и Китая, который еще недавно был неграмотной аграрной страной, строят роботов и проводят серьезные исследования. А что делает большинство наших студентов? И не надо говорить, что мы занимаем первые места в олимпиадах по программированию. 5-6 человек, которые составляют команду-победителя — это очень мало в масштабах нашей страны. Это практически ничего. И еще интересно, сколько из них после окончания ВУЗа останутся работать в России?

ТАСС

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Философ Г. Спенсер решительно заявлял: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку — схоластику. Это особенно видно в наш информационный  век, когда любые уже известные и необходимые данные можно найти в интернете. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для/ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

Еще в середине 1960-х годов россиян поражали отличия экзаменов в вузах Чехословакии и России. У нас студент должен был вызубрить несколько десятков  фактов и формул, написать их на доске по требованию экзаменатора и получить оценку. В Чехословакии экзамен по такому  предмету, как «усилители радиоприемников» длился целый день. Можно было пользоваться учебниками и справочниками. Но студент получал реальную задачу, например, спроектировать каскад радиоприемника под заданные параметры. Рассчитать необходимые параметры и  выбрать элементы, создать принципиальную схему и даже предложить, как создать плату  каскада «в металле». По сути, от него требовали знаний, которые потребуются ему, когда он будет работать в КБ.

Попытки перенять опыт чехов в СССР тогда с треском провалился, студентов, призывающих к реформе, – наказали. Но и сегодня в наших школах и вузах, в отличие от развитых стран, нет желания обучить молодых практике применения полученных знаний. Вызубрил, сдал и забудь!


Фото: 1. Игорь Евдокимов/Интерпресс/ТАСС, 2. Александра Мудрац/ТАСС, 3. Кадр видеосъемки регистратора на избирательном участке в Н. Новгороде (2016г.)/Youtube.com, 4. Артем Геодакян/ТАСС, 5. Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Гири на ногах россиян
8 МАРТА 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Если опросить прохожих, зачем политическая конкуренция нужна лично им, то большинство затруднится с ответом. Ведь живем же мы фактически без нее, оппозиция в Госдуме – фикция, россияне в подавляющем большинстве в деятельности политических партий не участвуют, надеются на доброго царя-президента. И почти никто не связывает болезнь, поразившую наше общество – повальную коррупцию – с отсутствием в Госдуме и региональных парламентах реальной оппозиции. Но действительно, может ли политическая конкуренция стать лекарством от этой заразы – коррупции?
Разговор за праздничным столом. О прозрачности доходов и оттоке капитала из России
24 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как обычно, 23 февраля друзья собрались за праздничным столом. С женами. Выпили, закусили и ударились в политику… Первым начал Лева. Он всегда старается ухватиться за главное. Вот и на этот раз его вопрос — прямо в десятку: Лев, физик: Господа! Мы с женой, еще до этой пандемии, в Финляндию к знакомым ездили. Пока туда пускали. И немало удивились. Вот где люди богато живут! Простые граждане, не тузы, не олигархи! Я даже не поленился и потом из Википедии цифры выудил. Оказалось, что у финнов уровень оплаты труда в пять раз выше, чем у россиян! И это примерно при тех же ценах и на еду, и на квартиры. А образование бесплатное, причем лучшее в мире! У финнов средняя зарплата 3400 долларов в месяц, а у нас всего 630! Хотя залежей газа и нефти в Финляндии нет. Почему такая разница?
О роли личности самодержца
18 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Массовые демонстрации в поддержку Алексея Навального, беспредел силовиков, задержание тысяч протестующих, судебные процессы над ними — все это свидетельствует о том, что в России сохраняется исторически сложившаяся форма власти — самодержавие. Диктатура, при которой властитель несет ответственность только перед самим собой за все свои дела и прегрешения. А страна — его большое имение. В развитых странах президентом или премьером народ выбирает политиков и экономистов, цель которых экономическое и культурное развитие страны. И реализуют эти лидеры свои полномочия в рамках разделения властей, системы сдержек и противовесов, когда исполнительная власть контролируется избранниками народа. В постсоветских странах все устроено иначе.
С Ельциным нам повезло!
3 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Людям всегда нужен вожак, лидер. Мы же существа стадные. Но лидер может завести свой народ в болото нищеты, вооружив при этом армию ядерным оружием, как сделал это в Северной Корее Ким Чен Ин. А может, как Ли Кван Ю, привести народ Сингапура к высочайшему уровню жизни населения. Ленин и Сталин затащили нас в болото административно-командной системы, а Ельцин вывел Россию к рынку, к конкуренции – двигателю прогресса. Встань во главе России Зюганов, Лигачев или Романов, мы бы до сих пор барахтались в советской трясине. Нам действительно повезло с Ельциным!
Фашизм – угроза всему человечеству
2 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Путин в своей недавней on-line речи в Давосе в дипломатической форме повторил свою прежнюю угрозу погубить человечество, которое, по его мнению, без российской империи просто не должно сохраниться. Есть вероятность, что он действительно может дать приказ о начале процедуры самоубийства, ведь имеющихся в его распоряжении запасов ядерного оружия хватит на то, чтобы много раз уничтожить все живое на Земле.  А инстинктивная готовность подчиненных выполнить приказ начальства и нажать кнопку — поразительна. Те, кто смотрел на YouTube видеоролик «4 Случая, когда человечество едва не уничтожили», это видели.
Застенчивые сторонники Трампа и застенчивые единороссы: общее и различия
8 ДЕКАБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
После выборов в США заговорили о таком явлении, как застенчивые (shy) сторонники Трампа. Нет, конечно, многие избиратели-республиканцы ведут себя сейчас очень активно. Но социологи выявили и небольшую группу тихих и скрытых.  В связи с этим вспоминаются выборы последних лет у нас, когда выдвиженцы «Единой России» старались не афишировать принадлежность к своей партии. Общее в обоих случаях налицо: речь идет о правящей партии, представитель которой является президентом страны. Посмотрим, близки ли эти случаи и насколько.
Интересы лидеров. Китай и Россия
3 ДЕКАБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Мы понимаем, что уровень жизни зависит не только от нашего желания творить и усердно работать, но и от способности перенимать достижения других. Достижения в технике, в общественных отношениях, в правилах жизни — деньги, акционерные общества, парламентаризм, разделение властей, независимость суда… Но мы осознаем и роль личностей в истории: Сталина — в развязывании массового террора, Петра Первого — в европеизации России, Путина — в... Для любых форм модернизации важно лидерство. 
Единый день голосования в Америке. Экономно, оптимально и демократично. А в СНГ?
23 ОКТЯБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
3 ноября — день выборов президента США. Среди многочисленных особенностей у американских выборов есть одна, которая в России остается в тени, не вызывает вопросов и обсуждения. В этот день будет избираться не только президент! Будут переизбраны весь состав Палаты представителей, треть Сената, губернаторы в одиннадцати штатах, члены парламентов штатов в 86 из 99 верхних и нижних палат, члены верховных судов в 35 штатах, будут проведены штатные референдумы и много разнообразных местных выборов.
Можно ли жить достойнее?
18 ОКТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Речь идет не о богатстве предпринимателя, согласного дать взятку чиновнику ради своих привилегий на рынке, и не о доходах чиновника, готового оградить взяточника от конкурентов, а об уровне жизни простых россиян, повысить который можно, только блокируя такие сделки. Уровень жизни народа во все времена зависел от сложившихся в стране отношений власть имущих и простых людей.
Время выбирать
28 СЕНТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Юноше, обдумывающему житье, решающему, какую карьеру делать, советую хорошо подумать, совпадают ли его собственные представления о добре и зле со взглядами начальства. Чтобы   интересы начальства не противоречили его совести. Обращаясь к людям, наше начальство очень любит называть себя «государством». Дескать, критикуя нас, вы выступаете против «государства»! На самом деле, «государство», как его определяет толковый словарь русского языка, — это всего лишь «политическая форма организации общества». Государство — это абстракция, это добровольно-принудительное соглашение. Соглашение, к которому людей принуждают те, кто обладает силой и влиянием. Соглашение, которое остальные принимают, полагая, что принять его надо. Иначе убьют или посадят.

 

Материалы по теме

Как работает американская школа // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Монахи научат детей семейной жизни // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Группа риска: новые горизонты // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Проверка на дорогах // БОРИС КОЛЫМАГИН
Недорогое удовольствие // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Хогвартс по-русски // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
ЕГЭ по любви к Родине // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Рождественская симфония // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Поэтом можешь ты не быть... // АЛЕКСАНДР БУРОВ
Назад в будущее // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН