Что делать?
14 ноября 2019 г.
Школа: бери пример с Финляндии
12 ИЮЛЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

Дайджест по материалам прессы

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления. Демонстрируют способность объяснять природные явления, представлять доказательства, обоснованные выводы, сопоставлять точки зрения, и главное – применять полученные знания в жизни.

Финляндия – маленькая страна, не богатая природными ресурсами, может конкурировать в глобальной экономике только за счет своего превосходства в области знаний и образования. Ставилась цель создать такую систему, которая обеспечила бы каждому ученику равные возможности получить базовое образование независимо от его способностей, места жительства, языка и обеспеченности родителей.

Известно, что на  уровень школьного образования сильно влияет разница в уровне доходов населения. В  Финляндии она – одна из самых низких в мире. По данным ОЭСР, Всемирного банка 2009–2012 годов, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан в Финляндии – 5,4.Для сравнения: в России – 16,4, в Китае – 17,6.

Школьное образование тесно связано и с направлением государственной политики. Три составляющие сформировали модель «государства всеобщего благосостояния» в Финляндии: цели экономического роста, соблюдение прав граждан и рост их благосостояния. Социальное равноправие, производительный труд, уровень жизни и народа и власти тесно связаны между собой. В Финляндии за  результаты политики отвечают и депутаты, и чиновники, и простые граждане. Так, например, в парламентский Комитет будущего входят не только депутаты, но и  представители государственного и частного секторов, а также представители заинтересованных групп граждан. Диалог между руководителями частных предприятий и представителями государственной системы образования помог пониманию того, что действительно важно для построения экономики, основанной на знаниях.

Несколько слов о характере финнов. Соблюдение законов, исполнительность, надежность, безопасность – проявления негласного общего договора между ними. Случаи нарушения закона обсуждаются всенародно и особенно заметны на общем законопослушном фоне. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Никто не пытается проехать по встречной полосе или влезть между ранее прибывшими машинами. Ни в коем случае нельзя нарушать очередь, давать взятки, предлагать откаты, нарушать законы природы. Уже много лет в мировых рейтингах Финляндия признается наименее коррумпированной страной.

При этом финны уверены, «чтобы что-то изменить, нужно действовать». Финны решительны и свое мнение отстаивают твердо. Те, кто полагают, что через очередные выборы они пока не смогут повлиять на происходящее в стране, привлекают внимание к своим предложениям и требованиям, участвуя в демонстрациях или акциях протеста. Запретить их властям даже не приходит в голову. Отметим, что при принятии решений  приоритетными являются права человека и экологические вопросы.

Честность финнов неотделима от гражданской законопослушности. Закон – есть закон. Его надо выполнять! Если финн обещает что-либо, он сдержит слово, даже если давал обещание в сауне. Они не склонны разговаривать попусту.

Людей, выставляющих роскошь напоказ, большинство финнов осуждает. В то же время финны проявляют повышенный интерес к ежегодно публикуемым спискам крупнейших налогоплательщиков.

У финнов повышенное чувство общей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других. Забота о благополучии детей начинается еще до их рождения и продолжается до тех пор, пока они не станут взрослыми. Пример: ясли и детские сады в Финляндии гарантированы всем детям дошкольного возраста.

Как часть демократии в Финляндии  укоренилась концепция «меритократии», когда положение человека в обществе зависит не от того, кто у него родители, а от личных достижений. При таком подходе ключевым стала равная для всех возможность получения образования.

Характерно сочетание демократичности и порядка, в том числе в школах. Дети сами выбирают ученические советы. Они с ранних лет чувствуют себя не винтиками или пешками, а полноправными членами общества, привыкая к свободе, сочетающейся с ответственностью.

При таком национальном характере в обществе сложилось  представление, каким должно быть школьное образование – «хорошая система базовых школ для каждого ребенка, финансируемых государством и управляемых на местах». Финны воспринимают образование как общее благо. Еще на ранних этапах реформирования системы образования они решили, что успех определяется характером преподавания, а не стандартами, методами оценивания успеваемости или альтернативными программами обучения.

Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними».

Финские учителя обладают большой свободой в разработке методов преподавания, а центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ и учебные программы. Хотя программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации. Каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Нет диктата бюрократии, нет даже министерства образования и регионального начальства.

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


Финны сообща выработали принципы школьного образования и строго придерживаются их. Вот они:

Равенство школ. Нет элитных и простых, сильных и слабых школ. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой – 11. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница – кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике (Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы). К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском языках.

Равенство всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Математика не считается важнее географии или искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Равенство учеников. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Одаренные дети и дети с дефицитом умственных способностей, которые считаются «особенными», учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети в инвалидных колясках. Финны максимально интегрируют в общество тех, кому требуется особое отношение. Нет «плохих» и «хороших» учеников, сравнивать учеников друг с другом запрещено. Правда, сами финны признали, что «демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках», и пытаются найти выход. В школах нормой считается уважительное отношение к ученикам.

Детям с первого класса объясняют их права, в том числе право «жаловаться» на взрослых социальным работникам. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено и словом, и ремнем.

Равенство родителей. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы, статусом и уровнем дохода их родителей. От родителей никакой специальной подготовки к школе не требуется. «Все хорошо, ваш ребенок замечательный», – говорят всем. Единственное, о чем заботятся, – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Равенство учителей. Нет «любимых» и «ненавистных» учителей. Учителя тоже не выделяют «любимчиков». Любые «отклонения от гармонии» чреваты расторжением контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны – физики, «лирики», учителя труда и физкультуры. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Финский учитель – скорее товарищ, помощник, эксперт.

Обучение «у доски» не используется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом.

Почет, уважение, высокий статус учителей и повышенное внимание к их подготовке. В Финляндии учителя – элита. Их социальный статус находится на уровне докторов и юристов. Зарплата раз в десять выше, чем у российских. Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент – будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. В этих «университетских» школах тестируются инновационные педагогические практики. Освоение методологии исследований позволяется учителям развивать исследовательские навыки у своих подопечных.

Во время практики будущие учителя работают в группах, совместно планируют занятия, а затем оценивают результаты. В будущем они будут строить собственные уроки по аналогичной схеме. Для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка – обычная практика. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. Педагоги учатся работать с учениками с особыми потребностями (например, с инвалидами). Большинство финских педагогов имеет две магистерские степени: одну в области педагогики, другую в области своей специализации.

Не соперничество школ и учителей, а сотрудничество. Конкуренция между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами усугубляется. В результате увеличивается количество частных школ, снижается уровень подготовки в других школах. В Финляндии реализовали противоположную идею – создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы школам и муниципалитетам.

Не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка («посредственно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). С 1-го по 3-й класс оценки отсутствуют. Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma» – электронный дневник, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе. Психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, для его мотивации в достижении поставленной цели и самопроверки. Они никак не отражаются на репутации учителя и школы, не портят районные показатели.

Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать, как это лучше сделать. Любой тест ученик может пересдать, предварительно разобравшись в материале под руководством учителя. Поскольку в финских школах нет стандартных оценок, там нет и деления на «отличников» и «двоечников», учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученик чего-то не понимает, учитель не отделывается от него плохой оценкой, а проводит дополнительные занятия. Цель финской школы – не оценить, а научить ребенка.

Нет в Финляндии и рейтинга школ, в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Учителей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.

Финские дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, велосипедах, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Бесплатность. Кроме самого обучения, все дети бесплатно получают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы, ноутбуки-планшетники и даже тапочки для бассейна и полотенца. Бесплатны экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьный микроавтобус, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров. Бесплатны качественные обеды. На сайте школы размещается меню на месяц, ребенок заказывает, что он хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает предпочтения ребенка, диеты, есть и вегетарианская кухня. Сборы денег с родителей на любые цели запрещены.

Индивидуальность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Это касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: от одних требуется более подробное изложение, от других – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разной сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получит «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справится – снова получит задание попроще.

В финских школах наряду с обычным обучением есть:

 поддерживающее обучение слабых учеников (чем в России занимаются частные репетиторы). В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него;

 коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение ведется в малых группах или индивидуально.

Практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы. Учителя не пекутся об его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят («что есть, то и хорошо»). В школе преподают многое из того, что понадобиться в жизни. Ученики с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или доходы, цену товара после нескольких скидок, создать сайт-визитку, изобразить «розу ветров» на данной местности.

Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика. Если у него отсутствует интерес или способности к учебе, то сориентируют на практически полезную в будущем «несложную» профессию. Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы. Финны видят задачу средней школы также в том, чтобы выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Оба пути одинаково ценятся. Штатный «учитель будущего» выявляет склонности ребенка, беседуя с ним и используя специальные тесты.

Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Учителя не вмешиваются в конфликты учеников, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, развить умение постоять за себя.

Источники дайджеста: публикации Паси Сальберга. Натальи Киреевой, Романа Шатса, Татьяны Михайловской.

 

 Фото: Саамская школа в Северной Финляндии. Ton Koen\TASS/UIG












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Как отобрать порядочных и квалифицированных депутатов
10 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Чтобы уйти от самодержавия, провести назревшие реформы, потребуются квалифицированные специалисты. И как это ни звучит для россиян непривычно, нужны квалифицированные и порядочные  депутаты, способные утвердить «правильное» правительство и контролировать бюрократию.  Рассмотрим в качестве примера Швецию. Хотя Швеция — парламентская монархия, но король Швеции — всего  лишь  национальный символ. Никаких властных полномочий он не имеет. Всем заправляют представители граждан — депутаты парламента и назначенное ими правительство. Формирует правительство и назначает премьер-министра партия или коалиция партий, имеющая большинство.
Почему так бедно живем?
4 НОЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
По данным официальной статистики, заработки россиян значительно ниже, чем в Западной Европе. Например, в Германии средний заработок составляет около 1800 евро, это примерно в восемь выше средней зарплаты в наших регионах (при вполне сходных ценах на продукты и услуги). Почему? Работать не умеем, изобретать? Ответ прост: народ живет так, как позволяют ему обычаи и предписания сильных мира его, оформленные в указаниях власти, законах и неформальных «понятиях». Таджики не создали производство смартфонов, а американцы сумели.
 Наш архетип: проблемы модернизации 
17 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Движение общества  возможно по одной из трех траекторий: деградация, стагнация или  восходящее развитие. Крах Российской империи, а затем и СССР свидетельствуют: политический режим, не способный обеспечить национальное развитие, неизбежно рухнет, увлекая за собой государство. К сожалению, сегодняшняя социально-экономическая ситуация вновь свидетельствует о стагнации, начиная с 2013 г. Почему Россия, страна богатейших природных ресурсов и многомиллионного талантливого народа, несмотря на многолетнее нефтедолларовое изобилие погружается в  глубокое неблагополучие?
Тормоз прогресса – наша аморальность
4 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Почему Ниал Фергюссон в своей книге «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира» среди причин мирового первенства Европы в своем развитии не назвал господствующие нравственные приоритеты ее жителей, мораль, ставшую доминирующей? Не знаю. Приведу определение: «Мораль – это нравственные ориентиры, т.е. доминирующие в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле, нормы поведения, вытекающие из этих представлений». Полагаю, что культура народа и его мораль влияют на темпы развития любой страны. 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 2
25 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. (Продолжение)
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.