Что делать?
18 января 2020 г.
Свобода. Выборы. Общее дело
5 ДЕКАБРЯ 2019, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

ТАСС

Продолжаем публикацию наиболее интересных материалов Общероссийского гражданского форума, прошедшего 30 ноября 2019 года

Многолетние требования к власти создать условия для проведения честных выборов показали свою неэффективность. Ситуацию могут исправить только коллективные действия гражданского общества: общественных объединений, профессиональных и активистских групп, вне зависимости от сфер деятельности. 

Как поступать нам, чтобы добиться честных выборов в России?

Мы хотим, чтобы в обществе сформировалась гражданская нетерпимость к любому ограничению свободной конкуренции идей и политических программ. 

Мы хотим, чтобы избирательные комиссии, суды и правоохранительные органы адекватно реагировали на сообщения о злоупотреблениях «административным ресурсом», наказывали фальсификаторов. 

Мы хотим, чтобы у нас исчез страх перед правильными поступками. И для этого предлагаем различным общественным группам и объединениям предпринимать совместные шаги. 

Студентам:

• Активно сопротивляться фактам давления и принуждения со стороны руководства вузов по участию или неучастию в политическом процессе: предавать такие факты гласности, направлять жалобы в Министерство науки и высшего образования и Прокуратуру. 

• Отстаивать право на свободу политического самовыражения в стенах университетов, право на свободное участие студентов в публичных и агитационных мероприятиях, вплоть до подачи судебных исков в отношении тех, кто эти свободы ограничивает.

• Заниматься самообучением и продвигать ценности честных выборов в своей среде, используя любые возможности, рассказывать о них родным и друзьям, вести дискуссии в университетских аудиториях, использовать студенческие издания и паблики в соцсетях и т.д. 

• На практике контролировать соблюдение избирательных прав: записываться в наблюдатели и члены комиссий, предавать гласности факты нарушений в ходе самой избирательной кампании. 

Ученым и преподавателям вузов: 

• Подавать личный пример для своих учеников: не поддаваться давлению и принуждению со стороны начальства, достойно публично сопротивляться ему, предавать такие факты гласности, направлять жалобы в Министерство науки и высшего образования и Прокуратуру. 

• Защищать студентов и своих коллег, подвергшихся давлению по политическим мотивам: писать публичные письма в поддержку и обращаться к представителям власти в личном качестве. 

• Работать над научным изучением путей развития избирательной системы России, дизайном избирательной (и шире — политической) системы России: проводить исследования и выпускать публикации, посвященные совершенствованию избирательной системы, активно участвовать в публичных, экспертных и академических дискуссиях на эту тему. 

• Инициировать научные проекты и дискуссии, направленные на расширение знаний о совершенствовании электоральных институтов.

 • Разрабатывать, внедрять и популяризировать методы по выявлению и оценке масштабов фальсификаций на выборах. 

• Продвигать ценности самого института выборов, важности честных выборов в стенах вузов и публичных выступлениях. 

• Если в исследовательской или преподавательской работе затрагиваются результаты выборов, не замалчивать твердо установленных фактов фальсификации и прочих нарушений.

• Подчеркивать принципиальную важность независимого наблюдения как соответствующего принципам научного метода в эмпирических науках. 

Профсоюзам: 

• Защищать работников от давления начальства во время выборов: контролировать соблюдение трудового законодательства для защиты работников от административного принуждения, сопротивляться увольнению работников по политическим мотивам, подписывать коллективные письма, проводить акции в их поддержку. 

Средствам массовой информации: 

• Объективно информировать читателей о ходе избирательных кампаний, развитии политической системы, предоставлять трибуну для различных точек зрения.

• Сопротивляться принуждению к участию в пропагандистских акциях и манипуляции общественным мнением, публично выражать солидарность со своими коллегами, подвергающимися давлению и актам цензуры.

 • При освещении выборов акцентировать внимание на влиянии тех или иных политических событий и решений на состояние прав избирателей. 

• Активно освещать судебные процессы по делам фальсификаторов, которые, как правило, идут в межвыборный период и остаются непубличными, из-за чего ведут к безнаказанности тех, кто нарушает избирательные права граждан.

Государственным и муниципальным служащим, бюджетникам и сотрудникам правоохранительных органов: 

• Не участвовать в исполнении неправомерных указаний начальства, направленных на ограничение избирательных прав граждан или злоупотребление «административным ресурсом» (в т.ч. приказов об организации фальсификаций или «покрытии» фальсификаторов, оказании поддержки конкретным кандидатам или воспрепятствовании в их деятельности, давлении на граждан и т.п.). 

• Защищать своих коллег, честно выполняющих работу, от неправомерного давления начальства.

• Предавать гласности факты административного принуждения и мобилизации на агитационные мероприятия в день голосования, в том числе направлять жалобы в соответствующее министерство и прокуратуру. 

• Помнить о том, что в основе их обязанностей лежит защита прав и свобод человека и гражданина. 

Предпринимателям: 

• Не поддаваться на угрозы и шантаж должностных лиц: отказываться от участия в принуждении своих сотрудников к участию в выборах и голосованию за тех или иных кандидатов, строго соблюдать договорные обязательства перед кандидатами и общественными объединениями, если таковые имеются. 

• Оказывать поддержку общественным объединениям, в том числе гражданским наблюдателям (осуществлять прямую финансовую поддержку таких сообществ или бесплатно оказывать услуги, предоставлять помещения для мероприятий и т.д.). 

Лидерам общественного мнения:

• Использовать свой публичный капитал для продвижения ценности честных выборов и освещения проблем защиты прав избирателей: говорить об этом в публичных выступлениях, писать в социальных сетях, посещать правозащитные мероприятия для придания им большей публичности и т.д. 

Просветителям: 

• Активно продвигать ценности свободных демократических выборов на своих мероприятиях, разъяснять их признаки и особенности.

• Оказывать помощь в повышении общего уровня образования гражданских активистов из среды самих наблюдателей за выборами. 

• Распространять знания о мировом опыте обеспечения честных и справедливых выборов.

 

Юристам:

• Помогать с защитой избирательных прав граждан в судах и правоохранительных органах. 

• Работать над разработкой и внедрением новых электоральных правил, способствующих лучшей реализации избирательных прав граждан. 

IT-специалистам: 

• Помогать в разработке инструментов координации гражданских наблюдателей и других активистов, как в день голосования, так и в ходе всей кампании. 

• Активно участвовать в анализе новых избирательных технологий (например, интернет-голосования), помогая выявить их слабые места. 

• Помогать экспертам с парсингом и обработкой больших данных для выявления манипуляций и фальсификаций на выборах. 

• Разрабатывать эффективные методы обеспечения свободы распространения информации в интернете.

• Создавать инфраструктуру резервного копирования информации о ходе и результатах выборов, формировать и размещать в открытом доступе машиночитаемые массивы данных на основе сохраненной информации.

Активистам местного самоуправления и муниципальным депутатам: 

• Активно продвигать идеи избирательной реформы по своим сетям контактов: рассказывать об этих проблемах своим избирателям, коллегам, родным и знакомым, участвовать в разработке локальных нормативно-правовых актов, способствующих расширению и защите избирательных прав.

• Вовлекать граждан в наблюдение, оказывать содействие наблюдательским объединениям в направлении наблюдателей на избирательные участки в период выборов. 

Организациям, работающим с наиболее уязвимыми группами (общественным наблюдательным комиссиям, организациям по защите прав военнослужащих, организациям инвалидов, организациям коренных малочисленных народов):

• Активно включиться в работу по недопущению нарушений, которые могли бы ограничить такие группы в их избирательном праве: обратить пристальное внимание на соблюдение прав избирателей в местах прохождения военной службы, местах заключения, лечебных учреждениях (свободу волеизъявления, честность подсчета голосов и т.д.), требовать повышения доступности среды в избирательных комиссиях, обеспечения справедливого представительства и т.д.

Священнослужителям: 

• В своих проповедях призывать быть честными перед обществом, в том числе и во время выборов, призывать не участвовать в совершении нарушений на выборах (помня о том, что агитация и иное непосредственное участие религиозных организаций в выборах запрещены законом), подчеркивать первенство основных добродетелей, греховность лжесвидетельства и гнева.

• Напоминать верующим о том, что справедливость общественного устройства зависит от гражданской честности каждого человека. 

• Призывать к взаимной терпимости людей различных политических взглядов, напоминая, что все они сограждане одного отечества и могут вести политическое соперничество только правовыми и нравственно оправданными методами. 

• Укрывать людей в храмах от насилия.

• Публично осуждать преследование по идеологическим и политическим мотивам. 

Гражданским группам различных политических взглядов:

• Призывать людей активно участвовать в выборах и публичных акциях, направленных на защиту избирательных прав и фундаментальных свобод. 

• Активнее отстаивать свое право на участие и представительство на выборах. 

• Вовлекать людей в наблюдение за выборами и самостоятельное отстаивание своих избирательных прав. 

Наблюдателям и членам избирательных комиссий: 

• Участвовать в наблюдении не только в день голосования, но и на протяжении всей избирательной кампании.

• Оказывать содействие в реализации прав кандидатов, а также отказываться выполнять или саботировать неправомерные указания начальства, направленные на ограничение прав избирателей.

• Повышать собственную квалификацию в вопросах избирательного законодательства.

Совместные поступки должны быть направлены на достижение общего будущего, которое не ограничивается ближайшими выборами. Будущее, которое мы хотим для наших выборов, описать довольно просто: их центром должен быть избиратель. Интересы всех политических игроков и организаторов выборов должны подчиняться его интересам. А идеальный избиратель заинтересован в том, чтобы ему был предоставлен максимально широкий выбор кандидатов и партий (конкурентность), чтобы никто не давил на него при выборе (свобода и добровольность участия), чтобы он мог сделать свой выбор максимально осознанно (информированность о кандидатах, их программах) и комфортным образом (удобные способ, время и место голосования), будучи уверенным в точности учета его волеизъявления (честность подсчета). 

На наш взгляд, для того чтобы интересы избирателя стали центром российских выборов, необходимо добиться следующих ключевых изменений. 

1. Только избиратели могут сказать, какой кандидат достоин доверия людей, а какой — нет. Сегодня состав кандидатов и партий, из которого предстоит делать выбор, определяют не граждане, а те, кто управляет многочисленными «барьерами», «фильтрами» и «условиями». Необходимо отказаться от трактовки процедур сбора подписей как неких «барьеров» или «фильтров» для отсечения якобы «слабых» кандидатов — только волеизъявление избирателей в день голосования может показать, какой из кандидатов действительно оказался «сильным» или «слабым». Для отказа в регистрации кандидатов должны остаться только принципиально несовместимые с исполнением властных полномочий требования. Все остальное следует оставить на ответственность избирателей. 

2. Вариативность поддержки выдвижения кандидатов. Избирателю должны быть предоставлены различные варианты формы для выражения поддержки кандидатов и списков партий, например: традиционная — предоставление подписи сборщику кандидата; инициативная — когда избиратели ставят подписи в избирательных комиссиях; электронная — с использованием сайта Госуслуг или/и сайтов избиркомов через заполнение соответствующей электронной формы; банковская — перевод определенной небольшой суммы денег через банковскую систему на специальный счет; и даже, при определенных условиях, устная. Количество собранных различными способами и верифицированных подписей должно публиковаться, и при достижении требуемого количества кандидат должен автоматически регистрироваться. Внесение избирательного залога также можно рассматривать как подтверждение серьезности намерений кандидата. 

3. «Свободу избирателю!» В условиях возросшей мобильности граждан необходимо отменить «крепостное право» избирателей — голосование только по месту регистрации. Избиратель должен сам, в инициативном порядке определить место для реализации активного избирательного права в зависимости от места своего фактического проживания в данный момент. Желание избирателя оказать влияние на состав органов власти в том месте, где он работает и платит налоги, важнее его формальной регистрации по прежнему месту жительства. Чего мы хотим достичь? 

4. «Все в электоральные присяжные!» Попытка «профессионализации» участковых избирательных комиссий не сделала их ни более профессиональными, ни более честными. В то же время решения непрофессиональных присяжных в судах вызывают в обществе больше доверия. Формирование избирательных комиссий может быть проведено по аналогии с формированием составов суда присяжных, путем жребия. Кроме того, любой гражданин должен иметь право наблюдать за проведением голосования и подсчета голосов.

5. «Голосовать сложно!» Необходимо двигаться в направлении постепенного введения более сложных систем голосования («открытые списки», преференциальное голосование, панаширование, кумулятивный вотум и др.), которые, с одной стороны, предоставляют гражданам больше прав и возможностей, чтобы оказывать влияние на конечный состав избираемых органов власти, а с другой – ставят избирателя перед более сложным выбором. Избиратель должен осознанно готовиться к совершению своего ответственного выбора, а не легкомысленно голосовать за первого попавшегося кандидата.

6. Выбор должен быть осознанным. Осознанность выбора и ответственность за него возможны только при свободном доступе ко всей необходимой информации. Должны быть отменены содержательные ограничения на агитацию, включая и «день тишины». Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, включая свободу собраний и выражения мнений, — необходимые условия для совершения осознанного выбора. 

7. «Независимый подсчет». Принятый на российских выборах порядок подсчета голосов избирателей не гарантирует его точность и честность получаемых результатов. Субъективное вмешательство членов комиссии и иных лиц способно исказить волеизъявление избирателей где угодно и когда угодно. Необходимо, чтобы подсчет голосов осуществлялся автоматизировано, без непосредственного участия членов комиссий. Кроме того, любой гражданин должен иметь право наблюдать за проведением голосования и подсчетом голосов.

8. «Тебя посадят, а ты не фальсифицируй!» Резко ужесточить ответственность за нарушения на выборах (особенно за фальсификации), переведя их в категорию тяжких преступлений и увеличив размер штрафов за административные правонарушения. Ответственность за преступления на выборах не должна иметь сроков давности. 

9. Добровольное финансирование партий гражданами вместо принудительного. Каждый гражданин должен сам определять, хочет ли он поддержать ту или иную партию финансово и в каком объеме. Это можно делать как через систему партийных взносов или добровольных пожертвований, так и разрешив гражданам самим распоряжаться 1% уплаченного ими НДФЛ, направляя его на поддержку партий или иных общественных объединений. Существующая модель бюджетного финансирования партий показала свою неэффективность и порочность и должна быть отменена.


Фото: 20.07.2019. Митинг с требованием допустить независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму на проспекте Сахарова в Москве. Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС














РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Приживется ли частная собственность в России?
2 ЯНВАРЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Один из фундаментальных вопросов, который стоит перед российским обществом и от которого нельзя отвертеться – это вопрос о праве священной частной собственности.  До начала 90-х права частной собственности, провозглашенного законом и признанного обществом, в России не было. Но и сегодня это право (прежде всего право на бизнес) не укоренено в сознании россиян, а при его реализации гражданином не вызывает уважения со стороны сограждан. 
Как отбирают кандидатов в судьи
19 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Приговоры обвиняемым по «московскому делу» привлекли внимание наших сограждан к плачевному состоянию российской судебной системы. По опросам социологов уровень доверия россиян к нашему суду крайне низок. Его характеризует укоренившееся словосочетание «басманный суд». Граждане знают о послушности судей указаниям председателей судов, губернаторов и Администрации президента. Знают они и о страшном уровне коррупции в судах. Понимают, что даже в хозяйственных спорах, если они намерены выиграть дело, надо судью материально стимулировать. Обычно через «решал», т.е. особого рода «адвокатов». Закон в России «что дышло, как повернул, так и вышло».
Одни народы раскрывают тайны цивилизации, а русские врут на каждом шагу
17 ДЕКАБРЯ 2019 // АНДРЕЙ ЗУБОВ
Теперь спорт. За ложь в российской антидопинговой ассоциации русский спорт отстранили от участия в международных соревнованиях на четыре года. До этого была ложь в политике — «их-там-нет», «мы-не-сбивали», «мы-не-вмешивались-в-выборы» и т.д. Была постоянная ложь собственным гражданам и о пенсионном возрасте, и об уровне жизни. Было постоянное сокрытие сверхвеликих доходов, была ложь судей, выносящих абсурдные приговоры по болотному и московскому делам, была ложь свидетельских показаний. Море лжи, в котором, кажется, не видно ни одного островка правды.
Полиция и суд - зеркало наших нравов
16 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мораль типичного полицейского в  любом государстве  зависит от нравственных норм большинства граждан. В обществах, где люди предпочитают разбираться между собой внесудебными, внеправовыми средствами, и полицейские предпочитают следовать этой традиции. Там в полицию без серьезных связей в органах власти, без взяток обращаться  не только бесполезно, но и опасно.
Инструменты гражданского влияния на власть
6 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дискуссии на форуме ОГФ-2019 оставили хорошее впечатление. Но удивительно, что, говоря о гражданских правах, выступающие не конкретизировали их. Между тем, мировой опыт говорит, что, как минимум, должны быть обеспечены: - доступ к информации органов власти, - право гражданина подать иск в защиту интересов группы или неопределенного круга лиц, - право граждан на частное обвинение, в том числе госслужащих, нарушивших закон. Поговорим об этом подробнее.
Почему верховенство права важно для каждого
2 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В Москве 30 ноября2019 г. состоялся очередной Общероссийский гражданский форум. На нем рассматривались, в частности, такие вопросы: как добиться в России справедливости и равенства граждан перед законом, что такое правовое государство и правовая законность, почему нам нужны честные выборы и подлинный федерализм? ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ публикует с сокращениями и комментариями некоторые обсуждавшиеся на форуме материалы.  
Сменить вектор власти
13 НОЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли в России создать такую общественно-политическую систему, где решающими будут интересы простого народа? Можно ли установить справедливость в условиях рынка, частной собственности, свободы слова и верховенства права? То есть отбросив несбыточные коммунистические утопии? Можно. Пример тому наши соседи — Швеция, Финляндия, Норвегия, Правда, у наших народов разная история. В Скандинавии древние корни народного представительства и контроля власти. Викинги выбирали своих королей, и королевская власть была ограничена представительными органами.
Как отобрать порядочных и квалифицированных депутатов
10 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Чтобы уйти от самодержавия, провести назревшие реформы, потребуются квалифицированные специалисты. И как это ни звучит для россиян непривычно, нужны квалифицированные и порядочные  депутаты, способные утвердить «правильное» правительство и контролировать бюрократию.  Рассмотрим в качестве примера Швецию. Хотя Швеция — парламентская монархия, но король Швеции — всего  лишь  национальный символ. Никаких властных полномочий он не имеет. Всем заправляют представители граждан — депутаты парламента и назначенное ими правительство. Формирует правительство и назначает премьер-министра партия или коалиция партий, имеющая большинство.
Почему так бедно живем?
4 НОЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
По данным официальной статистики, заработки россиян значительно ниже, чем в Западной Европе. Например, в Германии средний заработок составляет около 1800 евро, это примерно в восемь выше средней зарплаты в наших регионах (при вполне сходных ценах на продукты и услуги). Почему? Работать не умеем, изобретать? Ответ прост: народ живет так, как позволяют ему обычаи и предписания сильных мира его, оформленные в указаниях власти, законах и неформальных «понятиях». Таджики не создали производство смартфонов, а американцы сумели.
 Наш архетип: проблемы модернизации 
17 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Движение общества  возможно по одной из трех траекторий: деградация, стагнация или  восходящее развитие. Крах Российской империи, а затем и СССР свидетельствуют: политический режим, не способный обеспечить национальное развитие, неизбежно рухнет, увлекая за собой государство. К сожалению, сегодняшняя социально-экономическая ситуация вновь свидетельствует о стагнации, начиная с 2013 г. Почему Россия, страна богатейших природных ресурсов и многомиллионного талантливого народа, несмотря на многолетнее нефтедолларовое изобилие погружается в  глубокое неблагополучие?