
Кризис в Белоруссии, вызванный наглой фальсификацией результатов президентских выборов и последовавшей расправой над тысячами людей, которые не согласились с обманом, имеет прямое отношение к России. Александр Лукашенко правит свой страной на шесть лет дольше, чем Владимир Путин – Россией. Поэтому соседняя страна немного обгоняет нашу по динамике трансформации. До недавнего времени режим в обоих государствах можно было охарактеризовать как «имитационную демократию». Суть его в том, что с помощью всевозможных манипуляций лидеру страны удается создавать ощущение, что некий «глубинный народ» его поддерживает, а не нравится он только отщепенцам, проплаченным иностранными врагами. Однако в определенный момент манипулятивный ресурс истекает, и правитель обречен перейти к прямому насилию над собственным народом. Лукашенко вроде бы хорошо подготовился: полицейские силы продемонстрировали полную беспощадность к протестующим. Однако это не помогло. Очевидно, что тактическая слабость сил, осуществляющих репрессии, заключается в том, что их объективно меньше, чем всех остальных жителей республики. И массовость протестов, их распространение на крупнейшие предприятия заставляет власти отступать. Наблюдая происходящее в Белоруссии, сопереживая нашим белорусским братьям, мы видим свое будущее: в какой-то момент авторитарный лидер отбрасывает «демократический» камуфляж и бросает своих опричников против народа. Если белорусы победят в этом противостоянии, и у нас появится надежда…
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

В минувшее воскресенье в Минске и ряде других городов Беларуси прошли очередные протестные акции. В последние недели стратегия оппозиции существенно изменилась. Теперь демонстранты не собираются в многотысячные колонны и не стремятся занять центральные улицы и площади городов. Люди выходят в близлежащие дворы в основном на окраине, что, впрочем, нисколько не снизило активность и свирепость правоохранительных органов. Разгоны мирных демонстраций происходят повсеместно. Так, вчера в Минске было задержано около трехсот человек.




«Все предприятия реального сектора экономики работают в штатном режиме», – доложила пресс-секретарь правительства Беларуси Александра Исаева. «Никакого экономического ущерба абсолютно нет», – вторит ей министр промышленности. Риторика подручных Лукашенко, после того как начал действовать объявленный Тихановской ультиматум, была вполне ожидаемой.
Уверен, что никто из лидеров белорусского протеста не надеялся на то, что Лукашенко выполнит хоть одно из требований ультиматума, выпустит всех политзаключенных, прекратит избиение протестующих и уйдет в отставку.




Итак, в понедельник утром истекло время «народного ультиматума», который кандидат на должность президента Беларуси Светлана Тихановская, нынче находящаяся в изгнании, объявила две недели назад. Условия ультиматума крайне просты – от Александра Лукашенко, давно освоившего основные диктаторские навыки, требовалось уйти в отставку, освободить всех политзаключенных и надеть намордники на своих бешеных псов-силовиков. Александр Лукашенко не выполнил ни одного пункта. То есть некоторых из политзаключенных после исторической встречи в СИЗО КГБ он действительно перевел из камер под домашний арест...

