
Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.

«Сво-бо-ду!», «Путин – уходи!», «Свободу Навальному!» – скандировала страна. «Работайте, братья!» – злорадно отвечала ей кремлевская обслуга, взывая к силовикам и комментируя садизм «космонавтов», с небывалой лютостью нападавших на мирных граждан. Когда находишься внутри протеста, трудно увидеть общую картину. Приходится больше полагаться на слух и пытаться анализировать протест как язык, выделяя не только отдельные слова и фразы, но и группировать их в части речи. В России нет оппозиции, поскольку нет публичной политики и возможности сменить власть легальным путем. Поэтому глаголы протеста, которые, как и положено глаголам, отвечают на вопрос «что делать?», 23 января были просты, сиюминутны и лаконичны.




Ситуация в России и вокруг России накануне акции в поддержку Навального 23.01.2021 выглядит как жесткое противостояние внутри страны, разделившейся по нескольким основаниям: по возрасту, образованию и источникам информации. Отравление Навального, его арест, последующий суд и, особенно, фильм «Дворец для Путина» произвели настоящий взрыв в социальных сетях и на цифровых платформах. Число просмотров этого фильма на ютубе за пару дней перевалило за 50 миллионов и продолжает стремительно расти. Еще более масштабные изменения — фактически революционные — произошли на платформе ТикТок, основными пользователями которой являются дети, подростки и молодежь.




Фильм Навального «Дворец для Путина», выпущенный сразу после его похищения в аэропорту Шереметьево и «суда» под портретом Генриха Ягоды, за 20 часов набрал только на ютубе свыше 20 миллионов просмотров. Политический узник № 1 из своей камеры в СИЗО «Матросская тишина» нанес ответный удар существу, которое организовало его отравление, затем похищение и в данный момент вознамерилось упрятать его за решетку пожизненно. О дворце Путина в Геленджике стоимостью в 1 млрд долларов и о том, как и на какие средства он был построен, я узнал в 2010 году от непосредственного участника этой истории и одного из главных ее разоблачителей питерского бизнесмена Сергея Владимировича Колесникова. И, тем не менее, фильм Навального впечатляет.

